По максимуму используя свой потенциал

16-летняя Айсылу, воспитанница Кукморского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Милосердие», говорит, что твердо решила стать массажистом, имея перед глазами красноречивый образец – старшую медсестру Индиру Габдурахманову. 

Таких «поклонников» у Индиры Габдурахмановой немало: и дети, и их родители очень ее любят и уважают. В реабилитационном центре она работает со дня открытия, общий стаж медсестры 23 года – и опыта, и умений хватает. «До этого трудилась в физкабинете в коррекционной школе, так что специфику работы с умственно отсталыми детьми, которые есть и среди воспитанников нашего центра, знала хорошо, но привыкнуть к новым условиям работы все равно было сложно, – вспоминает Габдурахманова. – У большинства наших воспитанников – ДЦП, неврологические, психические нарушения. Тяжело было смотреть, как непросто идет процесс их реабилитации, как остро переживают за своих детей родители». 
За это время она помогла сотням ребят. Многие встали на ноги, нашли себя в жизни, и ощущать свою причастность к этому старшей медсестре очень радостно. «Вот взять, например, Ильнара Сабирова. Когда пришел к нам, был совсем маленьким, ДЦП мешал передвигаться, создавал у него множество комплексов, – рассказывает Индира. – Сейчас он – активист районного общества инвалидов, инваспортсмен, регулярно выезжает на различные соревнования. Встречаемся – и в очередной раз убеждаюсь, что работаю не зря».
Поинтересовалась: как складывается рабочий день старшей медсестры? «С 7.45 обхожу учреждение, в том числе группы, пищеблок, на предмет чистоты и порядка, снимаю пробу завтрака в пищеблоке, заполняю специальные журналы, работаю со средним медперсоналом, составляю меню-раскладки, организую профилактическую работу с воспитанниками и их родителями, – перечисляет Габдурахманова. – Два раза в неделю – «Час медицины», на котором устраиваю лекции по пропаганде здорового образа жизни, оказанию первой медицинской помощи, профилактике заболеваний. Учу воспитанников делать перевязки, точечный массаж – уверена, что все это обязательно пригодится в их будущей жизни».
Еще Индира проводит заседания действующего на базе центра «Родительского университета» – показывает родителям, как использовать ту или иную реабилитационную методику, чтобы они могли применять ее дома, когда курс восстановления ребенка закончится. В прошлом году Габдурахманова стала автором проекта «Моя Олимпиада» по популяризации здорового образа жизни среди воспитанников, который получил грант на конкурсе ОАО «РИТЭК». На него было закуплено спортивное оборудование – велосипеды, самокаты, пневматические винтовки, клюшки. Сейчас полным ходом идет реализация этого проекта: Индира проводит с воспитанниками игровые занятия по развитию мелкой и крупной моторики конечностей, веселые соревнования, привлекает инструкторов по стрельбе. Мальчишкам особенно интересно подержать в руках пневматическое оружие. А где есть интерес – там, значит, будет и работа по достижению результата.
Другой ракурс работы старшей медсестры – посещение на дому тяжелых детей-инвалидов райцентра в рамках технологии домашнего визитирования. Она проводит для них развивающие игры, учит родителей, как самостоятельно изготовить и правильно использовать реабилитационное оборудование, как понимать своего «особого» ребенка.
А что самое трудное в работе старшей медсестры? «Найти общий язык с мамами и папами воспитанников, объяснить им необходимость той или иной реабилитационной работы, нацелить на результат, – уверена Габдурахманова. – Большинство стесняются своих детей-инвалидов, не верят, что ситуация может измениться. Тут важно найти нужные слова, чтобы их поддержать, показать, что динамика в состоянии ребенка все-таки есть, что нельзя опускать руки».
Индира рассказывает историю 8-летнего Ислама, который посещает центр уже два года. Поначалу он даже не мог держать головку, ни на что не реагировал. Мама отчаялась, очень его стеснялась, отказывалась идти на контакт. Первая, с кем она, доверившись, согласилась общаться, была именно старшая медсестра. Габдурахманова начала посещать эту семью – делала ребенку массаж, занималась ЛФК, психологически поддерживала, обучала всему необходимому. Сейчас родители приходят в «Милосердие» на различные мероприятия сами. Ислам уже уверенно держит головку, активно идет его интеллектуальное и эмоциональное развитие – он научился считать, начал смеяться.
В ходе работы Индира овладела такими технологиями, как кинезотерапия, кондуктивная терапия, БОБАТ, использует на занятиях костюмы «Атлант», «Адели», тренажер Гросса. По словам директора центра Рязины Галиахметовой, улучшение состояния здоровья есть у каждого из воспитанников: у кого-то постепенно восстанавливаются двигательные навыки, кто-то начинает впервые общаться, улыбаться. И заслуга Индиры Габдурахмановой в этом – самая непосредственная.
Анна ПРОНИНА