Если ставить в работе высокую планку

«Лучший способ сделать детей хорошими – сделать их счастливыми!» – таков девиз работы социального педагога Арского КЦСОН «Центр милосердия» Нурсии Давлетшиной. О том, что ей это удается, свидетельствуют множество благодарностей и добрых отзывов от подопечных – ребят и их родителей. 

В центр соцобслуживания она пришла 15 лет назад. Попала сразу на самый «горячий» участок – в отделение срочной помощи, в котором в числе прочих обязанностей «вела» и проблемные семьи. Сначала, говорит, было очень трудно – изучала систему, привыкала к клиентам, среди которых были очень сложные. Хотя со спецификой работы в социальной сфере и прежде была хорошо знакома: и папа, и сестра Нурсии работали в отделе соцзащиты Алькеевского района. В 2006 году, когда отделение срочной помощи закрылось, Давлетшину перевели в отделение помощи семье и детям.
С тех пор каждодневный график Нурсии выверен по минутам. В 7.30 она уже на рабочем месте. Включает компьютер, просматривает почту, потом краткое совещание – обсуждает с коллегами, какие на сегодня предстоят выезды, после – работа с базой данных семей, подготовка к различным мероприятиям, конкурсам, занятия в клубах: «Мозаика» для детей, находящихся в социально опасном положении, и «Здоровячок» – для школьников младших классов по пропаганде ЗОЖ. Эти клубы Нурсия создала сама, и все это время занятия здесь проходят под ее руководством. Вот вчера, говорит, рассказывала ребятам о городах-героях, делали открытки для ветеранов. Давлетшина тесно сотрудничает со школьными волонтерскими отрядами: помогают пожилым соцобслуживаемым центра. Часто бывает так, что рабочий день социального педагога заканчивается очень поздно: вместе с другими специалистами центра она выходит на вечерние рейды по проблемным семьям. Плюс к этому раз в две недели Давлетшина посещает неблагополучных подопечных в составе межведомственных рейдов.
– За это время я очень многому научилась, – рассказывает Нурсия. – Например, составляю социальные проекты. Каждый год участвуем в разных грантовых конкурсах, и темы выбираем разные – по поддержке приемных семей, трудовому воспитанию в семьях, в которых дети находятся в социально опасном положении, профилактике наркомании и жестокого обращения с детьми. Радует, что проекты получают финансовую поддержку. Освоила различные инновационные технологии, которые успешно применяю в работе, например, библиотерапию. На своем опыте убедилась, что эта форма помогает детям выстроить доверительные отношения с окружающими, развивает их самосознание.
В портфолио Давлетшиной – множество сертификатов о повышении квалификации, удостоверений, благодарственных отзывов. «Нурсия Ринатовна человек очень добросовестный, активный, стремится к самосовершенствованию, – комментирует директор КЦСОН «Центр милосердия» Руфия Багаутдинова. – Владеет ситуацией, все успевает, никогда не считается с личным временем. Хоть в КДН выступит с полным знанием дела, хоть в прокуратуре или на научно-практической конференции. Она еще у нас и артистка: участвует во всех районных мероприятиях. Результат такой активной жизненной позиции себя оправдывает: около 65 процентов ее подопечных каждый год снимаются с учета в связи с улучшением ситуации в семьях».
Конечно, проблем в работе социального педагога хватает. «Трудных ситуаций немало, – подтверждает Давлетшина. – Чаще всего это связано с тем, что соцобслуживаемые отказываются идти на контакт. Вот взять хотя бы семью М.: сколько пришлось времени потратить, пока они начали мне доверять! Родители не работали, за тремя детьми не смотрели, ни у кого из членов семьи не было никаких трудовых навыков. Чтобы реабилитация М. была эффективной, в прошлом году специально для этой семьи написала социальный проект на конкурс ОАО «РИТЭК» «Во саду ли, в огороде». На грантовые средства закупили мотоблок, теплицу, лейки, семена, помогли им вырастить рассаду, показали, как правильно за ней ухаживать. Урожай получили очень хороший, М. это настолько вдохновило, заставило поверить в свои силы, что дела резко пошли в гору: родители устроились на работу, забыли о вредных привычках, купили корову. Сейчас эта семья снята с нашего учета. А закупленную по гранту технику теперь будем использовать для реабилитации других проблемных семей».
Благодаря социальному педагогу начать новую жизнь смогла и семья 14-летней Марины: Нурсия Ринатовна стала общественным воспитателем девочки. Воздействовала и на пьющую маму: женщина взялась за ум, а дочка успешно закончила школу, теперь учится в Казани. Давлетшина уверена: во всех ситуациях необходим индивидуальный подход к клиентам, соблюдение этического кодекса соцработника. «Самое радостное в моей работе – это когда дети улыбаются, когда я могу им помочь жить в семье, где о них будут заботиться, где их будут любить», – говорит социальный педагог.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ