Казанское такси: что хочу, то и ворочу?

Недавно столкнулся с проблемой, о которой прежде даже не задумывался: оказывается, теперь, за провоз инвалидной коляски в такси необходимо платить.

Время от времени езжу на такси, иногда беру с собой маленькую, 9-килограммовую активную коляску. Вот и в этот раз собрался на концерт в казанский «Уникс», прихватил с собой «колеса» – благо концертный зал более-менее приспособлен для нашего брата. Шофер погрузил коляску в багажник, я плюхнулся на пассажирское сиденье. Подъезжаем к конечной точке поездки, и вдруг мне водитель заявляет: «А за багаж надо заплатить дополнительно». «Вы уверены? – удивляюсь. – Всю жизнь езжу на такси. Впервые от меня требуют плату за провоз моих «ног». Водитель не унимается: «В нашей фирме всего 25 рублей берут, а вот в других – вообще 50!» Я уж скандалить из-за такой мелочи не стал. Но, как говорится, осадочек остался...
Позвонил оператору этой таксофирмы: «Девушка, а почему у вас за провоз инвалидного кресла отдельную плату берут? Со мной такое впервые случается». «Вообще-то не должны, – щебечет голосок. – Все, что помещается в багажник – санки, детская коляска – перевозится бесплатно. Правда, водитель чаще всего сам решает – брать или не брать оплату за багаж». Ответ, конечно, отличается крайней «логичностью».
Оказывается, только со мной этот случай произошел впервые в жизни. А вообще – это обычная «практика» таксистов. Например, у живущих в Казанском центре реабилитации инвалидов «Восхождение» постоянно такие эксцессы происходят. «Водители в порядке вещей требуют платить за инвалидную коляску как за багажное место, – наперебой стали мне рассказывать знакомые колясочники свои «транспортные» истории. – А бывает и такое, что таксист может даже отказать в поездке: дескать, машину пачкать неохота, возиться – выгружать-загружать. Подъедет, посмотрит на тебя и коляску, развернется и уедет – и стоишь как оплеванный».
– А с какого перепуга таксист должен возить твою инвалидную коляску даром? – У колясочника, юриста Александра Шумкова собственное мнение по этому поводу. – Они же, в конце-концов, коммерсанты, больно им хочется время тратить на загрузку-разгрузку, да еще задаром. Опять же таксист, чаще всего, частное лицо, владелец собственного авто: что хочу – то и ворочу. Что с того, что он нанялся в таксофирме подрабатывать? Эти отношения никакими особо договорами не регулируются. Все делается «по понятиям». Попадется понимающий человек – довезет тебя без всяких «но» и доплат. А чистому «бомбиле», хоть и оформленному через фирму, до состраданий и сюсюканий ли? Ему бы деньгу зашибить. Вот его главный интерес.
Решил сам поискать в Интернете – действительно ли положение дел таково, как говорит Саша, может, инструкции какие-никакие существуют? Вот что удалось разузнать.
Согласно статьи 790 Гражданского Кодекса РФ за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозочная плата, установленная на основании тарифа, утвержденного транспортным уставом предприятия или организации-перевозчика. Один знакомый сотрудник таксофирмы рассказал: «В тарифных соглашениях чаще всего указывается абстрактная фраза – плата за багаж. А что это – объемная сумка, складной велосипед или инвалидная коляска, не расшифровывается. Так что сам водитель решает – взимать плату за багаж или нет. Были случаи, когда клиенты жаловались – дескать, сумку на коленях вез, места никакого дополнительного не занимал, почему дополнительную плату взяли? Руководитель таксофирмы обещал – разберемся, накажем. На самом деле никто никого за это даже не журит. И все сходит с рук».
Так что вот такие реалии жизни. И все-таки, что-то в этих уставах и кодексах перевозчиков не так. Много говорится о социально ответственном бизнесе, цивилизованном предпринимательстве «с человеческим лицом». Думается, эту проблему как раз можно было бы решить в этой плоскости: все-таки считать техсредство, без которого не может обходиться инвалид, не багажом, а его неотъемлемой частью. Другим решением проблемы может быть открытие социального такси, которое было бы нацелено на «особых» пассажиров. Но пока мы пользуемся обычным такси, то качественные и без нервотрепок услуги хотелось бы получать от них.
Владимир ГАРАНИН