Когда же удастся преодолеть предвзятое «мы-они»?

Тема совместного обучения учащихся с инвалидностью вместе со здоровыми сверстниками в детском саду, школе, вузе не нова, и вопросом «Как повысить эффективность реализации инклюзивной политики?» задаются многие государственные и общественные организации. Не остался в стороне от этой проблемы и Университет управления «ТИСБИ», имеющий почти пятнадцатилетний опыт в обучении людей с инвалидностью разных категорий. В 2014 году вуз стал победителем открытого конкурса на получение гранта Президента РФ некоммерческими неправительственными организациями. При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 17 января 2014 года №11-рп, и на основании конкурса, проведенного фондом Института социально-экономических и правовых исследований.

В рамках этого проекта проведены социологические исследования «Инклюзивное образование как фактор интеграции в социум инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», которые позволили прояснить ситуацию в сфере реализации инклюзивного образования в нашей республике, а также выявить проблемы в ходе реализации программы «Доступная среда». Ведь эта госпрограмма, кроме ликвидации архитектурных препятствий, которые стоят на пути инвалидов, нацелена еще и на устранение отношенческих барьеров. Выводы исследования дают ответ на вопрос: насколько сегодня готово общество к развитию инклюзии, к восприятию инвалидов без привычных стереотипов?
По словам координатора проекта, кандидата социологических наук Ольги Панченко, в течение нескольких месяцев проводилась работа по сбору материала. В ходе социологического исследования в Татарстане организованы и проведены 59 индивидуальных интервью, а также глубинных интервью: 26 – с экспертами, 33 – с учащимися с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья и их родителями, 5 фокус-групп. Всего проинтервьюированы 114 информантов. Исследованием охвачены 6 муниципальных районов республики, Казань, Набережные Челны, Елабуга, Чистополь, Зеленодольск, три сельских поселения: Кукмор, Васильево, Осиново. В исследовании приняли участие 38 организаций и предприятий, в том числе 5 дошкольных образовательных учреждений, 11 общеобразовательных школ, 4 колледжа, 5 вузов, реализующих инклюзивное образование, 4 министерства и подведомственных им организаций, формирующих инклюзивную политику в республике, 6 предприятий и организаций, где трудоустроены инвалиды, 3 некоммерческих организации, работающих с инвалидами. Респонденты, участвовавшие в опросе, принадлежали к разным социальным группам: 26 учащихся с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья, 16 родителей таких детей, 6 экспертов от ведомств, некоммерческих организаций; 13 экспертов от образовательных учреждений – руководителей, педагогов, воспитателей и специалистов, работающих с учащимися с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья, 10 экспертов от работодателей.
Исследователи, естественно, опросили и учащихся с различными нозологиями: 29 – с опорно-двигательными нарушениями, 12 слабослышащих, 13 слабовидящих, 21 – с соматическими заболеваниями и 10 – с нарушениями интеллекта. Какие же комплексные выводы сделаны в результате социсследования?
По единодушному мнению всех участников опроса, год от года общество становится более открытым и толерантным. Но все-таки в нем по-прежнему существует предвзятость, стереотип в отношении инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. Это, естественно, не лучшим образом сказывается на их интеграции в социум.
Результаты исследования показывают, что инклюзия способствует вполне успешной интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в социум, если есть определенные объективные и субъективные условия. Скажем, результатами создания доступной среды жизнедеятельности всецело могут воспользоваться лишь учащиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Хотя и здесь есть свое «но»: не всегда уже возведенная безбарьерная среда учитывает особенности их передвижения. Что касается слабослышащих и слабовидящих учащихся, а также ребят с интеллектуальными нарушениями, при при создании доступности объектов вообще слабо учтены их особенности и возможности.
По мнению Ольги Панченко, если смотреть на проблему глобально, то в области реализации инклюзивного образования в республике пока отсутствует единая система действий. По большому счету, фактически каждое образовательное учреждение использует собственные возможности и опыт. При этом она отмечает, что в отдельных образовательных учреждениях, безусловно, имеются положительные примеры реализации инклюзивного образования, но, к сожалению, такие примеры мало используются другими образовательными учреждениями.
В ходе социологического опроса выпукло высветилась и картина чисто человеческих отношений между педагогами и учащимися с особыми потребностями: зачастую они основаны на сопереживании, сочувствии. То есть пока что отсутствует восприятие инвалидов в качестве людей с особыми потребностями – традиционно их видят как «других» людей, проводя линию «мы-они». Кстати, это подтверждают также многочисленные письма инвалидов в редакцию. Предвзятому отношению к инвалидам была в свое время посвящена моя статья «У сильного всегда бессильный виноват», героями которой выступили инвалиды 2 группы Анна Филимонова и Миляуша Мухаметова, испытавшие все «прелести» пристрастного внимания и в повседневной жизни, и при устройстве на работу. Одно радует, что такое восприятие инвалидов постепенно, хотя и медленно, трансформируется, воплощение в жизнь политики инклюзии в этом деле играет немаловажную роль. Данные социологического исследования доказывают, что в образовательных учреждениях, имеющих не разовый, а постоянный опыт реализации инклюзии, заметно выше уровень толерантности среди ее преподавателей, «рядовых» и «особых» учащихся.
Исследование позволило выявить и наиболее проблемное звено в процессе интеграции в социум инвалидов: это реальные возможности их трудоустройства. Высокий творческий, интеллектуальный потенциал зачастую остается невостребованным, так как отсутствует тесное социальное партнерство между образовательными учреждениями и работодателями, нет какого-либо сопровождения выпускников после получения ими профессионального образования. Сейчас трудоустройство и продвижение выпускников с инвалидностью полностью зависит от них самих, а также от способностей и возможностей их родителей. Но по-прежнему можно по пальцам пересчитать инвалидов с серьезными ограничениями здоровья, которым удалось трудоустроиться.
Руководитель проекта подводит черту: «Всесторонне анализируя результаты исследования, можно сказать, что Татарстан сегодня находится на начальном этапе развития инклюзивного образования, но зачатки инклюзии, безусловно, заложены, прежде всего, проводимой на уровне Министерства образования РТ инклюзивной политикой и реализацией в республике программы «Доступная среда».
Чтобы придать импульс этому направлению работы, по всей видимости, есть смысл выработать единый направляющий документ, который бы регламентировал комплексное решение проблем развития инклюзии. Таким документом могла бы стать Концепция инклюзивного образования Республики Татарстан, проект которой уже создан, но нуждается в доработке с участием различных ведомств.
В целом на основе полученных выводов исследователи сделали ряд предложений для внесения в программные документы республики, регламентирующие образование и социальную защиту инвалидов, которые направлены на более полное использование имеющегося личностного потенциала людей с особыми потребностями.
Владимир ГАРАНИН

Рифат ГАНИБАЕВ, председатель Татарской республиканской организации ВОИ, депутат Госсовета РТ
Такие социологические исследования чрезвычайно полезны – дают целостную картину жизненных реалий. Соцопрос по состоянию инклюзии в республике, несомненно, позволит республиканским ведомствам и муниципалитетам понять, какие еще в этом вопросе существуют подводные камни. Следовательно, это даст возможность подкоррективать свои действия, чтобы более четко, слаженно и эффективно проводить инклюзивную политику. Основные выводы социологических исследований, конечно, дадут подсказку и законодателям – на что нужно обратить более пристальное внимание при разработке документов и перспективных программ по социальной защите людей с инвалидностью.