Чтобы семья была спокойной гаванью

В семье 25-летней жительницы Балтасинского района Марины К. спиртным злоупотребляют все, кроме ее 3-летней дочки Яны. Всем, включая бабушку и прадедушку, не до ухода за девочкой и ее воспитания. Прибывшие по тревожному сигналу односельчан специалисты КЦСОН «Наз» выяснили, что у семьи еще не все потеряно: дома относительно чисто, засаживают огород, откармливают бычка. 

Но у горе-мамаши очень низкая мотивация к труду и полное нежелание менять привычки, у маленькой Яны – повышенная тревожность и отсутствие теплых чувств к родительнице. Несмотря на все усилия сотрудников «Наза», Марина так и не закодировалась от пьянства, с работы на кирпичном заводе, куда они ее с большим трудом устроили, пьющую женщину грозятся выгнать. Не помог и заключенный с К. социальный контракт: на выделенные средства члены семьи закупили и откормили птицу, но дальше дело не пошло. Как изменить ситуацию – удержать молодую женщину от дальнейшего падения по наклонной, не дать ей потерять дочь?
Такой непростой случай рассматривали в ходе супервизии, которая прошла на базе Арского КЦСОН «Центр милосердия». Встреча специалистов 22 центров соцобслуживания с сотрудниками Республиканского инфор­мационно-методического центра в сфере соцобслуживания (РИМЦ) звучала так – «Анализ реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг созависимым несовершеннолетним, имеющим внутрисемейный конфликт с лицами с наркотической и алкогольной зависимостью». Участие в обстоятельном разговоре приняла и замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлия Абдреева.
– В рамках нового законодательства, где прописан индивидуальный подход к каждому получателю социальных услуг, министром Эльмирой Зариповой было дано поручение отработать повышение качества их предоставления, – комментирует замначальника отдела методологии соцобслуживания Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Людмила Чернова. – Для этого выбрали такую форму работы, как супервизия – система профессиональной поддержки специалистов помогающих профессий, которая важна для расширения профессионального уровня, профессиональных знаний и умений и просто для личностного роста специалистов. Ее главный плюс – интенсивное взаимодействие, направленное на повышение профессиональной и межличностной компетентности супервизируемого, регулярный контроль качества предоставления социальных услуг целевым категориям. Распределили подведомственные учреждения соцобслуживания семьи и детей – КЦСОН, социальные приюты и Центры социальной помощи семье и детям – по двум зонам. И с 18 июня каждую неделю по четвергам в них начали выезжать специалисты министерства и РИМЦ для отработки сложных ситуаций.
Всего за это время была организована 21 супервизия, в которой приняли участие 863 специалиста отрасли. Рассмотрели 169 вопросов и трудных ситуаций. Причем, темы супервизий были самыми актуальными, среди них – «Практические подходы предоставления социальных услуг детям, испытывающим трудности социальной адаптации: несовершеннолетние освободившиеся из учреждений закрытого типа, условно осужденные, дети и подростки с девиантным поведением», «Вопросы предоставления социальных услуг детям, испытывающим трудности в социальной адаптации: дети с ограниченными физическими и психическими возможностями», «Формы и методы работы с получателями социальных услуг в случаях насилия в семье», «Подбор индивидуальных форм и методов работы по преодолению внутрисемейного конфликта с лицами с компьютерной зависимостью». По словам замдиректора РИМЦ Ирины Чигаровой, даты всех супервизий назначались заранее, чтобы специалисты на местах могли к ним подготовиться. Были разработаны методические рекомендации, включающие порядок представления случая на супервизию на предварительном этапе (направление запроса, описание случая с возникшими трудностями при работе со случаем), и порядок проведения супервизии.
– Все это было необходимо, чтобы повысить качество предоставления социальных услуг в рамках реализации 442-го Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который внес много нового, – подчеркивает Людмила Чернова. – Например, прежде специалисты наших учреждений блока «семья и дети» работали с семьями, в которых дети находятся в социально-опасном положении, в рамках межведомственного патронажа. Он предполагал сопровождение с проведением различных мероприятий по решению определенных проблем семьи. Сейчас акцент должен делаться именно на предоставлении соцуслуг в рамках реализации 442-ФЗ. Получатель этих услуг может и не находиться в социально-опасном положении. Так, один из показателей нуждаемости, направленный на раннее выявление серьезных проблем у получателя соцуслуг – трудности в социальной адаптации.
Но по-прежнему главное – это работа с детьми, находящимися в социально-опасном положении. Они, как и раньше, находятся на межведомственном патронаже, и в его рамках им оказываются услуги, прописанные новым законодательством. Всего их шесть: социально-правовые, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-трудовые. Конечно, они оказывались проблемным семьям и раньше, но, как правило, в рамках общих реабилитационных мероприятий – например, во время похода в музей, проведения различных массовых праздников. Сейчас приоритеты поменялись: подход к получателям соцуслуг должен быть только индивидуальным, направленным на решение именно данных конкретных проблем. А для этого надо четко определить проблему семьи, ребенка и, конечно, заключить договор, разработать ИППСУ на каждого получателя. Но вот с этим есть, как выразилась Ирина Чигарова, большой «затык»: хорошо, если члены семьи заинтересованы в преодолении своих проблем, а если нет? Пока таких сознательных мало. Значит, хочешь-не хочешь, а надо как-то замотивировать родителей, чтобы они сами написали заявление о своем желании получать соцуслуги, и только потом с ними можно заключить договор.
Как это сделать? Об этом и шел заинтересованный разговор во время супервизии в Арске. Ситуации в семьях, которые озвучивали специалисты, одна сложнее другой. Но суть сводится к неизменному: взрослые пьют, за детьми не смотрят, бросают без средств к существованию, хорошо, если не бьют смертным боем. Большое везенье для малолетних созависимых – наличие более-менее вменяемых бабушек и дедушек. Например, в случае, который озвучила завотделением Арского КЦСОН «Центр милосердия» Фания Саляхова, так и получилось: мамаша пьет, все дети от разных сожителей, в одном доме живут множество родственников, на почве пьянки постоянные конфликты. Специалисты Буинского КЦСОН рассказали о другом случае: с начала года они бьются с пьющей матерью-одиночкой, которая вроде бы и любит сына, но выбраться со дна, куда загнала сама себя, характера не хватает. А когда сотрудники центра соцобслуживания организовали оздоровление мальчика в местном санатории, почувствовав свободу, она вообще как с цепи сорвалась, о своем обещании закодироваться и не вспоминает. У Алии К., соцобслуживаемой Пестречинского КЦСОН, после того, как двоих детей на полгода забрали в приют, вроде бы наступило просветление: вместе с мужем написали заявление о желании получать соцуслуги, заключили соцконтракт, средства которого пошли на погашение немалого долга за коммунальные услуги и садик. После всего комплекса проведенных с ней мероприятий горе-мамаша закодировалась, устроилась на работу, а папаша все в той же позиции – мол, нечего на меня ярлык алкоголика вешать, в мою жизнь не вмешивайтесь... Что делать, когда все меры перепробованы, а воз и ныне там? Этот вопрос звучал на супервизии без конца.
Чтобы на него ответить, специалисты центров соцобслуживания вместе с сотрудниками РИМЦ снова и снова проговаривали ситуации в таких сложных семьях, рисовали генограммы, анализировали оказанные услуги, планировали новые пути – одним словом, искали любые зацепки, чтобы образумить пьющих взрослых, изменить жизненную траекторию их созависимых детей. Кто-то советовал ограничить горе-мамаш в родительских правах, кто-то предлагал использовать другие реабилитационные методики, более четко прослеживать механизм работы с получателями соцуслуг. И все очень доброжелательно, заинтересованно.
– Работа на местах ведется большая, – подытожила разговор Юлия Абдреева. – По всему видно, насколько неравнодушно относятся к своим соцобслуживаемым специалисты: даже сегодня рассказывают о них с таким участием, словно это их родная семья. Это очень сложная категория, с которой приходится проводить много несвойственной нам работы. Нужно четко придерживаться заданного алгоритма, и тогда работа будет еще более эффективной.
Последняя в нынешнем году супервизия завершилась. Насколько эта форма работы была полезной, показал социологический опрос, который провели сотрудники РИМЦ. 65 процентов участников супервизий оценили полезность таких очных групповых встреч для разрешения практических проблемных ситуаций на 10 баллов из 10, 46,9 процента отметили, что приобрели новые теоретические знания, 43,8 – что встречи повысили их профессиональные умения, 46,9 – что они помогли найти причины профессиональных трудностей, 72,7 процента наблюдают после таких встреч положительную динамику в своей практической деятельности.
Итогом проведенной работы станет деловая игра с руководителями учреждений соцобслуживания¬ семьи и детей, которую проведут специалисты РИМЦ в конце года.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ