Уметь замечать необычное – в обыкновенном

Для педагогов Лаишевской школы-интерната для слепых и слабовидящих детей известие о том, что их воспитанник, ученик 8 класса Владислав Иванов стал лауреатом конкурса Европейского союза слепых (ЕСС) «Европейское брайлевское эссе» под патронатом компаний «Онкио Ко, Лтд» и «Брайль Майничи» стало, можно сказать, приятным шоком. 

Преподаватель русского языка и литературы Елена Барышева не скрывает своих эмоций: «В конкурсе участвовали представители из 14 стран, в том числе столиц крупнейших государств, но главный приз достался нашему Владиславу из маленького провинциального городка, где нет театра, а других культурных заведений – наперечет. Но у моего ученика – большая душа, тонкое понимание мира, образность и экспрессия, которые, как в зеркале, отразились в его работе, и этим покорили взыскательное жюри».
Обрадованы победой татарстанского парня и родители Владислава, и председатель ТРО ВОС Владимир Федорин, и президент ВОС Александр Неумывакин, который прислал победителю приветственный адрес, где отметил, что представленное на конкурс эссе молодого автора – абсолютно самостоятельная работа, написанная оригинальным авторским стилем и языком, и пожелал Владиславу неиссякаемой энергии, творческих успехов и отличного настроения.
А как же сам эссеист воспринял свою победу? Весьма спокойно. В Лаишевскую школу сейчас то и дело наведываются журналисты. А он всех принимает и не спеша рассуждает обо всем, о чем его спрашивают – так же, как и в общении со мной.
– Я родом из Менделеевска. Но в Лаишевскую школу приехал, когда мне было уже 10 лет. До этого – три года беспрерывных операций и больниц. В 7 лет у меня выявили опухоль головного мозга, слег, а через какое-то время – тотальная слепота. Недуг развивался стремительно: я две недели в общеобразовательную школу ходил, начались головные боли, которые очень быстро «посадили» зрение, которое уже не восстановилось после операций.
А в здешней школе я сразу стал изучать систему Брайля. Сначала непривычно было писать справа налево, грифелем нанося на плотную бумагу шеститочья, а потом, перевернув страницу, читать слева направо. Потом приспособился. Книг по Брайлю в школьной библиотеке достаточно много, ее пополняют из Казани. Научную фантастику люблю, Александра Беляева, из зарубежных – Джека Лондона. У нас и аудиокниги есть – тоже слушаю, из Интернета радиоспектакли скачиваю, где музыкальное и звуковое оформление интересное, сценки отчетливо представляешь. Но все-таки книги по Брайлю меня больше привлекают.
– Читать-то ты любишь, но и писать сочинения, как выяснилось, большой мастак. Ведь твою победу нельзя назвать случайной?
– Сочинения пишу неплохо, за содержание ниже «5» пока ничего не ставили. Сейчас к экзаменам готовимся, в сочинении должно быть написано не менее 200 слов по Брайлю, это 4-5 страниц. Мы и клавиатурой по Брайлю научились пользоваться, и обычной клавиатурой – тоже. Наощупь печатаем, ориентиры – буквы «а» и «о» с насечками, а озвучивающая программа «Джос» комментирует все, что происходит на мониторе. Ошибся – вернулся, исправил. Все очень просто.
– Журналистом или писателем не хотел бы стать, раз есть успехи в сочинительстве?
– Нет, что вы! Хочу приобрести профессию, которая безоговорочно востребована. Мечтаю стать массажистом. После школы планирую податься в Кисловодский медицинский колледж, где есть группы для незрячих массажистов. А, может, еще и в Казани такие курсы откроются, раньше ведь были. Сейчас об этом поговаривают.
– Стало быть, тебе из школьных предметов биология, где как раз изучается физиология человека, больше всего по душе?
– Как раз наоборот – биология и химия нравятся меньше. Но знаю – массажисту придется изучать их досконально. Почему же я так категорично настроен получить эту профессию? Просто к нам незрячие ребята из прежних выпусков на встречу приезжали, убеждали нас – не вздумайте на юристов и других гуманитариев учиться! Засядете потом с «корочками» дома. А вот массажисты – это да, всюду требуются, можно и частной практикой заняться. Но я так полагаю – умение хорошо излагать мысли полезны любому человеку, независимо от того, в какой сфере деятельности он себя видит. Навык писать образно и без излишеств мне, я думаю, пригодится, и не раз.
Владимир ГАРАНИН

 

Из отзыва жюри конкурса «Европейское брайлевское эссе»
«Автор великолепно описывает свой опыт изучения письма и чтения по Брайлю и как это повлияло на установление душевных отношений с книгами и с чтением в целом в последующем. Произведение представляет собой хорошо структурированное повествование об установлении крепкой связи между Брайлем и развитием личности автора».
 

Елена БАРЫШЕВА, учитель русского языка и литературы
Владислав Иванов в жизни, в общем-то, немногословный – на уроках литературы буквально преображается, хорошо рассуждает. Классику любит, «Мертвые души» Николая Гоголя читает с большим удовольствием, хотя большинству его сверстников это произведение дается с трудом. Года два назад, когда стали учиться писать сочинения-рассуждения, проявилась способности ученика замечать необычное в обыкновенном, интересное в обыденном. У него нестандартное мышление, этим он и подкупает всех, кто знакомится с его сочинениями.
 

Отрывок из эссе Владислава ИВАНОВА
«...Помню, как первый раз ощупью готовил еду, убирался в комнате, приводил в порядок одежду. Вскоре всему научился и не чувствовал свою ущербность. Быстро освоил точечную азбуку. И началась у меня новая жизнь – жизнь с брайлем. Брайль открыл передо мной большие возможности. Познав рельефно-точечную технику чтения, узнал много того, что не успел за мое не слишком длинное зрячее детство. Я с жадностью набросился на книги, теперь уже на брайлевские! Перечитал все, что было в нашей, довольно-таки большой библиотеке, потом мне стали привозить книги из казанской библиотеки для слепых. Читал учебники, художественную, научно-популярную литературу. Передо мной снова открылся мир, хотя и без красок, но живой, удивительный, увлекательный! Сколько новых впечатлений! Даже животные Антарктиды поделились со мной своими тайнами питания, переселения и размножения.
Когда слушал свои любимые книги, казалось, что мне мешает голос чтеца, что он стоит между мной и персонажами произведений. Читая по брайлю те же книги, я ощущал пальцами бумагу, слышал шелест страниц, чувствовал знакомый запах книжной пыли. (Да, существует такой запах). Мне казалось, что даже иногда вижу буквы. Испытывал такую духовную близость, такую тесную связь с моими любимыми героями, что, казалось, будто я живу и дышу с ними в их мире, разрешаю их проблемы, переживаю за неудачи и радуюсь победам».