Правильность решений доказала сама жизнь

К должности министра труда и занятости я не готовился и глубоким знатоком этой области не являлся. Правда, когда был главой администрации Бугульмы, проблемами занятости заниматься приходилось. Ну а уж когда назначили министром, в сферу деятельности пришлось окунуться с головой. Поступил на заочное отделение московской Академии труда и социальных отношении, защитил кандидатскую диссертацию. Полученные знания очень пригодились на практике.

Надо сказать, что в начале девяностых у Татарстана было больше самостоятельности в законодательной области, и республиканский закон о занятости, считаю, в то время был с практической точки зрения намного выверенней, чем федеральный. Даже идеология у нашего закона была иная: федеральный закон основной упор делал на выплату пособий, для нас же важнее было занять человека трудом, чтобы он не висел иждивенцем на шее у государства. К примеру, мы если и присваивали татарстанцу официальный статус безработного, то пособие выплачивали, исходя из минимального размера оплаты труда, а не среднего по региону. В какой-то степени это, конечно, ухудшало положение людей, потерявших работу, зато сильно стимулировало их к поиску заработка. Мы не признавали безработным сельского жителя, если у него было двадцать пять соток земли, ведь человек мог на ней трудиться и обеспечивать свою семью продуктами питания. К тому же, на средства республиканского Фонда занятости для безработных горожан, которые готовы были переехать в сельскую местность, во многих районах Татарстана мы строили жилье. Полагаю, что в числе других и эти меры отвели от ряда районов угрозу полного вымирания многих деревень. 
Очень тесно мы взаимодействовали с предприятиями республики, отслеживали ситуацию по массовым увольнениям, задержке зарплат, охране труда. Помню, когда стал министром, сразу поехал в Зеленодольск: там оборонные предприятия сокращали производство, высвобождалось много людей – тяжелая была ситуация. Встречался с руководителями, вместе искали решения. К нам не просто прислушивались, мы выдавали рекомендации, которые надо было выполнять. Мы не были статистами, а искали причины негативных процессов и действительно влияли на ситуа­цию. Думаю, у многих еще в памяти несчастный случай на «Нэфисе», когда сразу несколько человек получили отравление. Мы подняли на ноги всю республику, добрались до всех руководителей, провели коллегию, виновные не ушли от ответственности – словом, сделали все, чтобы привлечь внимание к вопросам охраны труда.
За годы существования служба занятости пережила немало организационных моментов – вплоть до выстраивания вертикали власти. При этом министерству важно было сохранить уже наработанные правовые взаимоотношения и понимание задач с руководством республики, татарстанскими предприятиями с одной стороны и с федеральными структурами – с другой. Это, признаюсь, давалось непросто. Уже один факт, что при мне сменилось семь руководителей федеральной службы занятости, говорит сам за себя. Но нам при полной поддержке руководства республики удавалось отстаивать свое видение процесса. К примеру, выдержали-таки нашу генеральную линию на единство задач служб занятости и труда. В России это было два отдельных ведомства, мы же считали, что деятельность их настолько органична и неотделима друг от друга, что разъединение не идет на пользу дела. Правильность наших решений доказывает сегодня сама жизнь. Двадцать пять лет – достаточный срок для становления дела. Сегодня служба занятости – это зрелая команда, которая решает уже и новые задачи в новых реалиях. А на заре перестройки готовых специалистов взять было неоткуда – дело-то было совершенно новое, незнакомое. Но ничего – учились, что называется, на ходу. И в самом министерстве, и на местах основной костяк составляли люди грамотные, инициативные. Они проходили строгий отбор, поскольку уже тогда было ясно: чтобы работать с людьми из категории безработных, надо иметь определенный психологический склад личности. «Тепленьким местечком» службу назвать было нельзя. Многие получили второе высшее образование: закончили нашу Академию, факультеты социальной работы в других вузах. Большинство не изменили профессии, успешно трудятся до сих пор. За долгие годы в моей практике был лишь один случай недобросовестного отношения к делу со стороны руководителя центра занятости, с ним пришлось расстаться.
Работу в Министерстве труда и занятости РТ я вспоминаю с большим удовлетворением. Рад, что судьба связала меня с этим родом деятельности, с людьми, работающими в службе занятости. 

Борис Федорович ЗАХАРОВ, министр труда и занятости РТ (1996-2008 гг.), директор Казанского филиала Академии труда и социальных отношений, председатель Общественного совета Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ