По плечу решение масштабных задач

В апреле российская государственная служба занятости отмечает юбилей: двадцать пять лет назад в стране был принят Закон о занятости населения. Созданная в период политических преобразований и становления рыночной экономики в России, служба занятости не только выдержала все переходные перипетии и не просто уцелела, а состоялась как социально значимая, эффективно действующая структура с мощной информационной базой, высоким техническим оснащением, профессиональным коллективом и большим опытом работы в сфере труда и занятости. О том, как изменилась работа службы занятости за четверть века, мы беседуем с заместителем министра труда, занятости и социальной защиты РТ Кларой ТАЗЕТДИНОВОЙ.

– Клара Алексеевна, начну с каверзного вопроса: праздновать российскому народу 19 апреля или досадовать, что вот уже и 25 лет прошло, а востребованность службы занятости остается?
– Судя по опыту других стран, служба занятости будет востребована всегда. В нашей стране и в советские времена какая-то часть населения постоянно находилась в поисках работы и без посторонней помощи не могла ее получить. Кроме того, неэффективно использовалась рабочая сила, производительность труда была достаточно низкой. Таким образом, тогда имела место неполная занятость населения, что в конечном счете и является скрытой безработицей. Стало быть, не 25 лет этому явлению в нашей стране, а гораздо больше. А мы празднуем день рождения той организации, которая призвана помогать людям в поисках работы. И помощь эта многосторонняя – от материальной поддержки в виде пособия по безработице до обучения новой профессии, консультаций психологов, применения других приемов активного поиска работы.
– В любой государственной структуре как в капле воды отражаются все изменения, которые происходят в стране. Со службой занятости тоже так происходило?
– Да по вехам развития нашей службы историю страны можно изучать! Принятием в апреле 1991 года федерального Закона о занятости впервые открыто признавался феномен безработицы, бороться с которой необходимо на государственном уровне. Эта роль и была отведена службе занятости населения. Для того времени это был очень прогрессивный шаг. Однако просто спокойно заниматься вопросами трудоустройства, переобучения и профориентации не удавалось: все-таки не зря все называют 1990-ые годы «лихими». Проблемы, о которых еще не говорили СМИ, не докладывали в кабинетах и на совещаниях, становились очевидными в приемных центров занятости: дефолт, кризис неплатежей, беженцы. Колоссальный опыт, набранный в первые годы, мы используем и сейчас. Мало кто знает, но слова, которые теперь у всех на слуху – «самозанятость», «опережающее обучение» – они тоже «родом» из 1990-ых.
– У некоторых стран, например, Норвегии, накоплен 100-летний опыт по вопросам трудоустройства. Не выглядим ли мы на их фоне этакими первоклашками?
– Совершенно напрасно так думаете. Сегодня центры занятости республики работают на уровне европейских стандартов, которые мы хорошо освоили. Более того, коллеги из-за рубежа, из той же Норвегии, с удовольствием перенимают наш опыт. Им очень нравится, например, работа нашей психологической службы. Да и вообще, реалии сегодняшнего дня подталкивают нас к поиску все новых подходов в решении вопросов трудоустройства людей.
– Как идет этот процесс? Какие наработки вы считаете наиболее удачными?
– По всей республике службой занятости выводятся на более высокий уровень имеющиеся и внедряются новые методы работы с гражданами. Это, к примеру, проведение ярмарок вакансий в нетрадиционной форме: в крупных торговых комплексах или в наземном и подземном электрическом транспорте – они всегда привлекают большую аудиторию. Очень результативными оказались встречи с целевыми аудиториями инвалидов, многодетных, осужденных, людьми пожилого возраста. Весь комплекс этих мероприятий направлен на повышение уровня информированности о спектре профессий, трудовых вакансиях, возможностях переобучения, усилению мотивации в выборе специальности и на трудоустройство.
– Можно сказать, что сегодня и безработные уже не те, что были 25 лет назад, и к сотрудникам центров занятости совсем другие требования?
– Это действительно так. Время вносит свои коррективы в нашу работу: постоянно совершенствуются организационная, информационно-техническая база, расширяются направления деятельности, внедряются и успешно реализуются новые программы, а значит, появляются новые квалификационные требования к специалистам. Сегодня в поиске и подборе работы для всех стали привычными электронная запись на прием, «электронная очередь», информационные терминалы, Skype-cобеседования, размещение резюме, в том числе на общефедеральном портале и многое другое. Специалисты центров занятости применяют в своей работе не только свои программные комплексы, но и используют все возможности Интернет-пространства, отслеживают новые и лучшие практики в области профессиональных компетенций, умеют помогать и мотивировать человека на трудоустройство или выбор новой профессии.
– Наверняка не каждый татарстанец представляет себе объем работы, проводимой службой занятости республики. Какие цифры наиболее ярко его иллюстрируют?
– В прошлом году в центры занятости по различным вопросам обратились 190,1 тысячи человек, то есть каждый 20 житель республики. Из тех, кто искал работу, трудоустроено 49,2 тысячи человек или 61,3 процента. Несмотря на кризисный период, удалось повысить уровень трудоустройства инвалидов до 51 процента. Было создано 469 специальных рабочих мест для инвалидов. Кстати, по этому направлению Республика Татарстан входит в список субъектов России, наиболее успешно его реализующих. В 2015 году трудоустроена каждая вторая женщина, воспитывающая несовершеннолетнего ребенка, обратившаяся в центр занятости за содействием в трудоустройстве. Прошли переподготовку, повысили квалификацию 1160 молодых матерей, воспитывающих детей в возрасте до трех лет. По этому направлению, благодаря поддержке со стороны Президента и правительства республики, мы традиционно на первом месте среди субъектов Приволжского федерального округа. Кроме того, 9 предприятий республики получили господдержку на организацию временной занятости и опережающее обучение на сумму более 1 миллиарда рублей, что позволило поддержать занятость и получить новые компетенции около 42 тысячам работающих.
– Пакет обязательных услуг, оказываемых службой, утвержден законодательно. Но ведь жизнь невозможно втиснуть в рамки статей нормативных актов. Как могут специалисты службы занятости реализовать собственные интересные идеи, применить свое творческое начало?
– К счастью, в нашей работе есть возможность для проявления инициативы и реализации проектной работы, в частности, в вопросах профессиональной ориентации. Сегодня центры занятости совместно с муниципальными образованиями пишут проекты, выигрывают гранты и реализуют задуманное. Эта не та стандартная работа, которая прописана законодательно, а некое творчество, которое могут себе позволить те или иные муниципальные образования совместно со службой занятости.
Кроме того, мы постоянно проводим конкурсы, в которых коллеги могут проявить все грани своего таланта. Например, нынче в рамках юбилея объявили конкурс профессионального мастерства среди работников службы занятости населения. Было четыре номинации: «На службе людям», «Профессионал по трудоустройству граждан», «Профессионал в области профориентационной работы», «Профессионал по взаимодействию с работодателями». По каждой номинации поступило множество интереснейших материалов, а ведь участникам предстояло написать эссе, представить портфолио, а потом защитить свою работу публично. Приятно осознавать, что в нашей сфере работают такие интересные, неординарные, творческие личности. Имена победителей огласим на торжественном мероприятии в честь 25-летия службы занятости.
– Чего удалось добиться службе занятости республики за 25 лет и на что она нацелена сегодня?
– Самое главное: из простого посредника по трудоустройству она превратилась в активный элемент регулирования потоков трудовых ресурсов. Доступность, эффективность, мобильность – вот главные критерии, которые определяют сегодня развитие службы занятости в Татарстане. Максимальная эффективность достигается не только за счет технического оснащения. Речь идет также о развитии взаимодействия с предприятиями, о мобильных центрах занятости, которые сами приезжают к тому, кому трудно добраться до службы, об этике общения с гражданами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Работа службы занятости целиком нацелена на то, чтобы уже сегодня предвидеть и решать вопросы, которые могут возникнуть завтра.
Оглядываясь на пройденный путь, можно с уверенностью констатировать, что за прошедшие 25 лет служба занятости сформировалась и работает, как эффективная часть государственной системы. Сегодня это современная структура, обладающая большим человеческим капиталом, открытая всему новому и прогрессивному, способная решать масштабные задачи. У нас есть надежные партнеры, единомышленники, соратники, в тесном взаимодействии с которыми мы сможем реализовать самые смелые проекты и планы.
Беседовала Дилара ВАФИНА