Только работа в команде дает хорошие результаты

Зал лечебной физкультуры, куда я заглянул, знакомясь с деятельностью Лаишевского центра реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями, удивил меня тем, насколько здесь детишки с удовольствием занимаются на тренажерах, стоят в вертикализаторе, передвигаются на тренажере «Гросса», развивающем двигательную активность при ходьбе. Ребятишкам все эти физические навыки пригодятся в более сложной работе под названием жизнь. 

Результативность комплексных лечебных упражнений отмечают и сами родители. Например, мама двухлетнего реабилитируемого Айдара Г. подчеркивает, что уже после первого курса занятий ее сын начал лучше сидеть и ходить. При этом, как подчеркнул инструктор ЛФК Дмитрий Белоусов, к таким результатам малыши приходят не сразу, а постепенно – кто-то прогрессирует быстрее, а кому-то первые результаты даются с трудом. Добиться успехов удается только объединив труд родителей ребенка и инструкторов. 
Ежемесячно учреждение оказывает социальные услуги 35 детям-инвалидам в стационарной и 8 детям-инвалидам в полустационарной формах обслуживания в возрастной категории от 0 до 18 лет. В 2015 году Лаишевский реабилитационный центр предоставил социальные услуги 460 детям-инвалидам из 19 районов Республики Татарстан. Вообще, по словам директора учреждения Натальи Сурулевой, физическая реабилитация детей проводится в центре при своеобразном двуединстве: при взаимодействии медицинских работников, психологов, логопедов, педагогов – с одной стороны, и активном участии семьи ребенка в реабилитационном процессе – с другой.
Такая реабилитационная команда обеспечивает максимальную эффективность в восстановительном процессе. При этом специалисты учреждения отслеживают динамику развития ребенка и участвуют в составлении рекомендаций семье по дальнейшей реабилитации на дому: ведь этот процесс должен быть непрерывным. Такой командный подход в реабилитации детей успешно реализуется благодаря использованию в учреждении современной инновационной методики «MOVE», которая объединяет усилия родителей и специалистов и стимулирует их на совместную работу на всех уровнях реабилитации.
Важный момент: индивидуальные занятия с ребенком-инвалидом проводятся под наблюдением и в тесном контакте с родителями. А это помогает ребенку комфортнее чувствовать себя, а родителю – обучиться доступным приемам реабилитации.
Непременным условием существования в обществе для ребенка являются общение и взаимодействие. Поэтому основной задачей логопедического и дефектологического направления работы центра является развитие средств общения и взаимодействия у ребенка.
В работе по развитию речи с детьми с особенностями в развитии логопеды используют широкий спектр разнообразных приемов, подбирая для каждого ребенка то, что для него наиболее значимо, а значит, будет наиболее эффективно.
На занятиях организуется речевая и игровая среда, адекватная уровню развития ребенка, находясь в которой малыш учится наблюдать, подражать, вступать в диалог (вербальный или невербальный), активно участвовать в разных видах деятельности. Тем самым развивая свою речь и мышление.
На одном таком восстановительном занятии я как раз и увидел, как логопед Ольга Гаврилова занималась с Тимуром Ф. – делала массаж на мимические мышцы. Рядом сидела мама Светлана, и если ребенок выражал какое-то неудовольствие – массируют ведь личико, хочется иной раз инстинктивно увернуться от настойчивых пальцев специалиста – брала его за руку, и тот замирал от ласкового родного прикосновения. «Вообще мы к Ольге Ивановне очень любим приходить, – рассказывает Светлана Ф. – Мы уже три года подряд приезжаем сюда реабилитироваться. За это время буковки-звуки Ш, Л и Р поставили. Разговариваем уже очень хорошо. С удовольствием участвуем в занятиях, развивающих логику и мышление. На каждом таком познавательном сеансе открываем и берем для себя что-то новое. Нас и в бассейн райцентра два раза в неделю возят – есть договоренность центра со спорткомплексом «Кама». Тимур просто обожает расслабляться в воде. В руки Дмитрия Алексеевича Белоусова идет с готовностью – физические упражнения дают ребенку какую-то дополнительную энергию, гибкость и ловкость в движениях. Руководство центра проводит для ребятишек, как дети сами говорят, «интересные» мероприятия. Побывали мы на экскурсиях на «Рыбзаводе», на верблюжьей ферме. А какие здесь проводят конкурсы, игры и концерты! Все это развивает, прививает жизненные навыки. Дети все время чем-то занимаются: проснулись утром – и до конца дня: гимнастика, оздоровительные процедуры, развивающие игры и коррекционно-познавательные занятия, обучение прикладным видам творчества и основам компьютерной грамотности. И это здорово!»
Далия Г. – ее сына тоже зовут Тимур, с ним в этом центре впервые. «Порекомендовали обратиться сюда знакомые, которые здесь уже бывали: съездите, говорят, там грамотно реабилитируют, и, как дополнительный аргумент – прекрасно кормят, – рассказывает она. – Я позвонила – и вскоре нас пригласили приехать. Честно говоря, для меня в хорошем смысле слова это было шоком: приехав сюда, ощутить, насколько здесь высококвалифицированные специалисты, осуществляющие качественную реабилитацию. И заметьте – все это бесплатно! Я с сыном бывала в разных учреждениях, например, в одном из восстановительных центров Варшавы. Там нет такого отношения к ребенку, такого физического и социального эффекта от процедур и занятий, хотя за рубежом и тратишь бешеные деньги. А в Лаишевском центре идет комплексное воздействие: и медикаментозное лечение, и массаж, и лечебная физкультура, есть прекрасно оснащенный тренажерный зал, кабинеты социально-средовой адаптации. Здесь постоянно проводятся коррекционные, познавательные и развлекательные мероприятия. В быту, а живу здесь с Тимуром стационарно, очень комфортно. Обязательно приеду сюда со своим сыном еще раз!»
Заглянул в компьютерный класс – здесь детям даются неведомые раньше знания, умения, которые дают веру в свои силы и несомненно, пригодятся в жизни.
Развитию социальных навыков и культуры, выработке потребностей и качеств, необходимых для жизни в обществе, в центре уделяется пристальное внимание, это – часть социально-педагогической реабилитации, в которой используются эффективные, применяемые в мировой практике методы работы с детьми-инвалидами, в том числе и авторские программы. Обучение и привитие детям бытовых, санитарно-гигиенических и социально-средовых знаний – это само-собой. Кроме этого, специалисты для повышения коммуникации ребятишек используют такие формы работы, как беседа, экскурсии, ролевые игры, тестирование, тематические чтения, занятия по ОБЖ, обучению безопасности дорожного движения, знакомству с окружающим миром, правовому просвещению, патриотическому воспитанию.
Чтобы вывести всю эту работу на еще более высокий уровень, реабилитационный центр активно участвует в проектной деятельности. Только в прошлом году заявки рассматривались в девяти российских и республиканских конкурсах социальных проектов. В республиканском конкурсе социальных проектов «Общественная инициатива-2015» отмечен проект «Воспитание маленького человека – большого гражданина России», основная цель которого – воспитание здоровой, физически крепкой, психически и нравственно устойчивой, социально активной личности, способной к дальнейшему самосовершенствованию. В республиканском конкурсе социальных программ «Творчество и инновация» были отмечены две программы. Программа логопеда Ольги Гавриловой «Раз словечко, два словечко», которая направлена на проведение логоритмических занятий с использованием музыкальной системы «Саундбим» заняла 1 место, а программа педагога-психолога Елены Кузнецовой «Навстречу друг другу», нацеленная на коррекцию поведения, снижение уровня агрессивности ребенка – 2 место.
Таким образом, в центре стараются всесторонне развивать поступающих на реабилитацию детей. А это очень важно при вступлении ребенка во взрослую жизнь. В Лаишевском реабилитационном центре это прекрасно понимают и делают для этого все максимально возможное.
Владимир ГАРАНИН
 

 

Наталья СУРУЛЕВА, директор Лаишевского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями
Главные принципы нашей работы: ценность каждого ребенка-инвалида вне зависимости от его индивидуальных особенностей; профессиональная мобильность специалистов учреждения; применение в работе специалистов эффективных методик и технологий в правильном сочетании. Подбор методик варьируется в зависимости от возраста ребенка, актуального уровня его развития и приоритетных задач на данном этапе.
Главная основа успешности предоставления социальных услуг детям-инвалидам – это сплоченный грамотный и квалифицированный состав специалистов учреждения, который старается не отделять социальную реабилитацию от других компонентов, делают жизнь детей-инвалидов более полной, интересной и полноценной.
Наличие достаточного количества грамотных специалистов и коррекционных методик, а также более чем 10-летний опыт работы позволяют подобрать эффективную индивидуальную программу для каждого ребенка.