Москвичи в Казани: замечаний нет

Казань посетили участники автопробега «Города Поволжья», организаторами которого выступили Московская городская организация ВОИ и Международная академия доступности и универсального дизайна. Инвалиды-путешественники прибыли на семи автомобилях, оснащенных ручным управлением. 

18 июля в Центре реабилитации инвалидов «Восхождение» с ними прошел «круглый стол», в котором участвовали вице-премьер Правительства РТ Василь Шайхразиев, первый заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Марат Гафаров, замминистра Ирина Просвирякова, председатель ТРО ВОИ, депутат Госсовета РТ Рифат Ганибаев, казанские инвалиды-активисты, представители обществ инвалидов.
Председатель Московской городской организации ВОИ Надежда Лобанова рассказала, что автолюбители с поражением опорно-двигательного аппарата уже про­шли маршрут Москва-Пенза-Самара-Тольятти-Ульяновск-Казань. Их ждет еще одна встреча в Нижнем Новгороде. Акция завершится 23 июля в точке отправления – Москве. Цель автопробега – популяризация деятельности МГО ВОИ, изучение возможностей транспортной инфраструктуры страны и ее доступности для инвалидов на пути следования, пропаганда доступного туризма. Участники ставили также перед собой задачу пропагандировать выпуск отечественных автомобилей с ручным управлением, которые помогают передвигаться по российским дорогам людям с инвалидностью. Они планировали в ходе маршрута посещение заводов отечественного автопрома, чтобы привлечь внимание к вопросу производства отечественных автомобилей с ручным управлением.
В Тольятти они встречались с руководством дочернего предприятия «Автоваза», которое оборудует автомобили под нужны инвалидов. Им, в частности, показали новинку, которая будет выпускаться с 2017 года: «Ларгус», приспособленный для перевозки инвалида-колясочника. В Нижнем Новгороде тоже запланирована встреча с представителями автозавода «ГАЗ».
Гости подчеркнули, что это уже третий автопробег, организованный Московской городской организацией ВОИ и Международной академией доступности и универсального дизайна. В 2014 году совершили вояж «Крым, доступный для всех», а в 2015 году – пробег «Никто не забыт и ничто не забыто», посвященный 70-летию Победы, по маршруту Москва-Смоленск-Брест-Минск-Псков-Санкт-Петербург-Великий Новгород-Москва. По их окончании были изданы краткие путеводители с описанием маршрутов и инфраструктуры на пути следования. Также рассылались рекомендации профильным министерствам и ведомствам с указаниями на нарушения принципов доступности и универсального дизайна и на возможные способы их корректировки.
Как и в прошлые годы, участники автопробега в городах по пути следования организовывали встречи с представителями исполнительной власти, отвечающими за социальный блок и развитие туризма, с представителями общественных организаций инвалидов, посещение реабилитационных центров и других социально значимых объектов.
Скажем, в Самаре путешественники даже протестировали самарский пляж на предмет доступности. Председатель общества инвалидов Обручевского района Москвы Ольга Абукова по этому поводу поделилась впечатлениями: «Такого доступного пляжа, как в Самаре, нет даже в столице. В Москве доступны только бассейны. А тут приехал, сел в специальное кресло – и ты уже в воде. На пляже также оборудованы для инвалидов специальные кабинки, есть удобные шезлонги, плавательные матрацы и кресло для купания. Впервые увидели такой доступный пляж в России. Мы в восторге!»
В Казани участники автопробега познакомились с инфраструктурой города, с международным аэропортом, с некоторыми значимыми объектами социальной, спортивной, культурной направленности. Василь Шайхразиев, рассказывая о том, как реализуется в Татарстане госпрограмма «Доступная среда», поинтересовался: «Есть ли у вас какие-то замечания по поводу тех зданий и сооружений, которые вы уже успели посмотреть? Ваше мнение пойдет нам только на пользу». Москвичи ответили, что у них практически нет нареканий, считают, что пока из Поволжских городов Казань – наиболее безбарьерная и во многом по вопросам доступности опережает даже Москву.
Далее участники «круглого стола» обсудили, какие отличия и точки соприкосновения существуют в вопросах социальной защиты инвалидов в Татарстане и в Москве. Надежда Лобанова рассказала, как у них налажена тесная связь с ГУП «Мосгортранс», они совместно «держат» социальное такси, услугами которого пользуется наиболее тяжелая категория инвалидов – 1 группы, колясочники. По этому поводу казанец Артем Исаев, обращаясь к высокопоставленным участникам «круглого стола», просил организовать такую же службу такси в Казани, потому что многие водители обычного такси даже не знают, как сложить коляску, как правильно усаживать инвалида на сиденье. Он попросил Василя Шайхразиева рассмотреть вопрос приобретения для центра «Восхождение» микроавтобуса с подъемником – такой, какие есть в Арском, Зеленодольском, Нижнекамском и Сабинском районах: «В сентябре центру исполняется 10 лет, это было бы хорошим подарком».
Рифат Ганибаев интересовался у гостей, как у них обстоят дела с парковками для инвалидов? Оказалось, москвичи работают по схожей с Казанью схеме – создан реестр для пользования платными парковками инвалидов и тех, кто перевозит эту категорию. А вот для борьбы с нарушителями бесплатных парковок для инвалидов задействован простой и действенный способ: любой, кто увидит на такой спецпарковке автомобиль без знака «Инвалид», может позвонить на горячую линию московского ГИБДД – приезжает эвакуатор, грузит это авто, а водителю-нахалу, кроме всего прочего, светит штраф в пять тысяч рублей.
Такая получилась полезная встреча с участниками автопробега. Завершая мероприятие, москвичи подарили всем казанцам видеофильмы о прошлых путешествиях, а высокопоставленным участникам «круглого стола» – картины и сувениры, которые станут добрым напоминанием об этом необычном событии в жизни города.
Владимир ГАРАНИН