Инвалиды по слуху хотят, могут и готовы трудиться

У каждого человека путь в профессию, дело, которому посвящаешь свою жизнь, не прост, порою даже тернист. У человека с инвалидностью такая траектория, как правило, еще сложнее, извилистее. О своем опыте вхождения в осознанную жизнь и в профессию рассказывает председатель Татарского республиканского отделения Всероссийского общества глухих Венера МАТЯШ. Она же делится мыслями о проблемах профобразования и трудоустройства неслышащих людей.

– Я потеряла слух на оба уха – 96 процентов – в полтора года. Многие врачи из Москвы и Ленинграда обескуражили родителей тем, что я никогда не смогу говорить. Моя мама – педагог с большим опытом, преподавала в школе химию. Благодаря ее настойчивому и упорному характеру я получила возможность правильно говорить. 
В 5 лет меня направили в специальный коррекционный детский сад при Бугульминской школе-интернате для слабослышащих детей. Потом в 7 лет я пошла учиться в ту же школу. После третьего класса по семейным обстоятельствам меня перевели в обычную среднюю школу в родном Камском Устье, к тому времени я уже владела разговорной речью. В этой школе я училась с обычными слышащими детьми до 8 класса.
Потом продолжала учебу в политехникуме при Ленинградском восстановительном центре ВОГ. Это было единственное в СССР учреждение среднего профессионального образования для глухих. Сюда стремились поступить инвалиды по слуху со всего Советского Союза.
Каждое занятие в группе для глухих сопровождал переводчик русского жестового языка. Однако я владела разговорной речью, поэтому училась в группе для слабослышащих, занятия в которой сурдопереводчиками не сопровождались.
После окончания техникума пять лет проработала бухгалтером в ветеринарной лечебнице Камского Устья. Однако почувствовала, что знаний мне не хватает, поэтому возникло огромное желание учиться дальше.
В то время получение высшего образования было для глухих людей практически недостижимой задачей. Но я поступила в Московский институт экономики и предпринимательства, где в течение 5 лет училась на заочном отделении вместе со слышащими студентами. Отсутствие необходимых условий для владеющего речью, но не слышащего человека, вызывало невероятные сложности в обучении. Преодолев эти трудности, я все же окончила институт и получила специальность «экономист». После завершения учебы в вузе я проработала год главным бухгалтером в московской фирме «Бор-Исток», затем три года бухгалтером в московском ООО «Манежная площадь». После – три года была ведущим специалистом финансового отдела Центрального правления Всероссийского общества глухих. С 2007 года – зампредседателя Татарского регионального отделения ВОГ, с 2010-го выбрана председателем этой организации.
Хочу сказать, что в свое время я на себе испытала сложности инклюзивного образования задолго до того, как это слово появилось в нашей стране. Но все-таки считаю внедрение инклюзивного профессионального образования, по крайней мере, в нашей республике, преждевременным. Уверена: для того чтобы инвалид мог инклюзивно обучаться в учреждении профессионального образования, он должен иметь за плечами добротное школьное образование и обязательно опыт совместного обучения со слышащими сверстниками. К сожалению, на сегодняшний день уровень грамотности не позволяет неслышащей молодежи без посторонней помощи написать даже заявление о приеме в члены общества глухих. Это факт.
Мне жалуются инвалиды по слуху разного возраста на отсутствие у них профессии. Многие молодые люди с нарушением слуха хотели бы работать, но не могут трудоустроиться, потому что не имеют профессии. Как правило, они живут на случайные заработки и заняты низкоквалифицированным трудом. При этом неслышащие люди в целом обладают хорошим здоровьем, обучаемы, исполнительны, ответственны, дорожат своим рабочим местом. И я считаю, что это тот неиспользуемый потенциал, который поможет решить острую проблему нехватки квалифицированных рабочих рук.
В советское время на многих предприятиях столицы республики, таких как Казанское авиационное производственное объединение, Казанский вертолетный завод, Казанское моторостроительное производственное объединение, были созданы большие рабочие коллективы из инвалидов по слуху. Многие из них проработали на своих предприятиях по 20 и более лет, стали ветеранами труда, отмечены наградами. Что же изменилось с тех пор? Что мешает глухим получать профессию сегодня?
Что касается предоставления глухим возможности получить высшее образование, я считаю, с этим у нас в республике дела обстоят неплохо. В Казани два вуза – Казанский государственный технический университет и Университет управления «ТИСБИ» – дают такую возможность. КГТУ хотелось бы выделить отдельно и выразить мою признательность профессору Анатолию Кочергину за созданный им центр для обучения глухих востребованным инженерным специальностям.
Однако понятно, что высшее образование доступно не всем. Наиболее разумное, на мой взгляд – это создать для неслышащих условия в учреждениях среднего профессионального образования для получения профессии по востребованным специальностям. В дальнейшем они сами примут решение – продолжать обучение в вузе или нет? Будет понятно, есть ли у них потенциал для продолжения образования на более высокой ступени или им вполне достаточно трудоустроиться в качестве квалифицированного рабочего на стабильно работающем предприятии.
Примечательно, что информация о двух упомянутых мною казанских вузах размещена на сайте Всероссийского общества глухих.
В то же время ни об одном учреждении среднего профессионального образования на территории Татарстана, где были бы созданы условия для обучения глухих, информации нет. Хотя такие учреждения существуют в соседних регионах. В одном только Башкортостане таких учреждений – целых пять.
По моей просьбе слышащие сотрудники общества глухих обзвонили весь список учреждений профессионального образования для обучения глухих, размещенных на сайте Министерства образования РТ. И что же? Ни в одном из них не подтвердили готовность принять для обучения инвалидов по слуху! То же самое произошло в учреждениях, перечисленных в распоряжении Кабинета министров РТ. Необходимо, чтобы в этих списках была реальная информация. Как я поняла, государственный заказ на обучение в профессиональных образовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год сформирован без учета инвалидов по слуху. Это является прямым нарушением прав неслышащих на получение профессионального образования. Уверена, что необходимо внести соответствующие изменения, и впредь предусмотреть прием в средние профессиональные учреждения инвалидов по слуху, создав для них необходимые условия.
Мне уже приходилось на тему образования и соцзащиты неслышащих выступать на заседании Совета по делам инвалидов при Президенте РТ еще в декабре 2012 года. Честно говоря, с тех пор заметных изменений не произошло. Из моих предложений единственное, что реализовано – в структуре Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ появился отдел по работе с инвалидами. В Министерстве образования и науки РТ не случилось и этого.
В нашей республике действует межведомственная рабочая группа по проблемам профессиональной подготовки и обеспечения занятости инвалидов. В ней представлена лишь одна из общественных организаций инвалидов. По-моему, образовательные потребности и профессиональные возможности каждой категории инвалидов значительно отличаются. И есть резон включить в состав этой рабочей группы представителей других инвалидных организаций. А для большей эффективности есть смысл организовать ее работу в рамках Совета по делам инвалидов при Президенте РТ.
Инвалиды по слуху хотят, могут и готовы трудиться. Для того, чтобы неслышащий человек мог полноценно работать на современном производстве, должна быть выстроена четкая система его профессиональной подготовки. Задача правительственных органов – содействовать созданию такой системы. Надеюсь, у нас это получится.