Патриотами не рождаются – ими становятся

№ 22 от 8 июня 2017 года

В один из майских дней в выставочном центре «Казанская ярмарка» для руководителей и специалистов отделений социальной помощи семье и детям центров соцобслуживания, социальных приютов для детей и подростков под эгидой Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ состоялся республиканский семинар «Эффективные методики организации патриотического воспитания несовершеннолетних». 

Он проходил в рамках реализации подпрограммы «Патриотическое воспитание молодежи на 2017-2020 годы» Государственной программы «Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы». На нем по заявленной теме были представлены доклады о деятельности Национального музея РТ, о проектах «Центра развития добровольчества РТ», о роли фандрайзинга.
Также состоялось подведение итогов четвертого конкурса эффективных практик по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане, в специализированных учреждениях для несовершеннолетних. И если на семинаре докладчики представляли теоретическую часть – каким образом можно воздействовать на сознание ребят, чтобы привить им любовь к Родине, то победители конкурса продемонстрировали то, как они на практике проводят работу по формированию у ребят патриотических чувств.
И.о. директора Республиканского информационно-методического центра в сфере социального обслуживания Иван Милюков, предваряя награждение победителей и череду презентаций лучших практик, напомнил, что роль патриотического воспитания для всех вроде бы понятна, но каждый исторический период рождает новые вызовы. И надо всегда находить какие-то особенные формы работы по, казалось бы, простой и понятной теме патриотического воспитания. Конкурс, который проводится Минтрудсоцзащиты РТ четвертый год, как раз и направлен на выявление и распространение лучших практик по патриотическому воспитанию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних.
Нынче в нем участвовало 18 социальных приютов для детей и подростков, которые представили 20 практик. По первой номинации «Воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа» поступило 9 программ. Столько же – во второй номинации «Воспитание духовных, нравственных качеств личности несовершеннолетних». А вот по третьей номинации «Формирование культуры (толерантного) общения у несовершеннолетних» было прислано лишь 2 практики.
После получения наград из рук заместителя министра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлии Абдреевой представители социальных приютов, показавшие лучшие результаты в конкурсе, провели презентации своих практик.
Воспитатель Менделеевского социального приюта «Камские зори» Любовь Тургалеева представила программу «Карусель дружбы». Она отметила, что дети зачастую мало знают о культуре, традициях, обычаях, особенностях народов, проживающих в родном крае. В течение 15 лет группа сотрудников учреждения работает над восполнением недостатков духовно-нравственного воспитания ребят. При этом берется во внимание многонациональный состав воспитанников. Задача – воспитать в детях толерантное отношение к разным национальностям через развитие интереса к обычаям своего народа, других народов Татарстана. Например, в результате реализации проекта «Карусель дружбы» воспитанники приюта и их семьи познакомились с интересной историей родного края, приобщились к традициям и обрядам, принимая участие в праздниках и фестивалях. Одновременно воспитанники научились брать интервью, вести диалог, работать с семейными архивами, анализировать и оформлять вместе с родителями результаты своей работы. Дети помогали составлять краеведческие альбомы «Из истории села Бондюга», «Наши земляки – ветераны Великой Отечественной войны».
Накопленный богатый краеведческий материал широко используется на мероприятиях в приюте, воспитанники получают навыки исследовательской и поисковой работы, в ходе коллективной деятельности формируются чувства гордости и патриотизма по отношению к своему народу, родному краю. Работая над проектами, родители и воспитанники стали настоящими исследователями и теперь сами предлагают новые темы. К примеру, сейчас они приступили к изучению народных песен и хороводных игр разных национальностей.
О программе «Радуга Татарстана» говорила воспитатель Нижнекамского социального приюта «Балкыш» Галия Зайцева. Даже из названий направлений – литературное, правовое, изобразительно-прикладное, семейно-воспитательное, экскурсионное, спортивное, технология приготовления еды – становится понятно, что воспитанникам представлен огромный спектр познавательных и бытовых реалий, коими насыщена жизнь. Однако, учитывая возрастные, психологические и социальные особенности детей, педагоги в реализации программы использовали подходящие именно им методы и формы работы. Скажем, литературное направление включало в себя организацию и посещение выставок творчества поэтов и писателей Татарстана в городской библиотеке, интеллектуальные викторины и поэтические конкурсы, литературные вечера и праздники в Доме народного творчества. А вот реализации правового направления способствовали встречи с представителями государственной власти, интерактивные занятия, сюжетно-ролевые игры, виртуальные экскурсии. Больше всего детям по душе экскурсионное направление – походы в городской музей, предприятия города, городской ЗАГС. Галия Зайцева всех рассмешила рассказом о таком эпизоде: в один из дней мальчишки и девчонки изучали церемонию бракосочетания, обменивались кольцами и так далее. Им это до того понравилось – говорят: еще хотим «жениться»!
Замминистра Юлия Абдреева, подводя итоги презентации практик, отметила: деятельность всех очень схожа, подходы идентичны, но мало «изюминок», креативности тоже бы не мешало добавить. Все эти замечания плюс пожелания активнее привлекать к разработке и реализации программ институты гражданского общества – общественные организации, молодежные волонтерские группы, благотворительные фонды стали хорошим напутствием для дальнейшей плодотворной работы в этом направлении.
Александр МЕРКУЛОВ

 

ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА
В номинации «Воспитание чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа»:
1 место – Менделеевский социальный приют «Камские зори», программа «Карусель дружбы»;
2 место – Дрожжановский социальный приют «Теплый дом», программа «Растим гражданина России»;
2 место – Социальный приют «Гаврош» в городском округе город Казань, программа «По следам эпохи»;
3 место – Елабужский социальный приют «Новый дом», программа «Сказкотерапия»;
3 место – Набережночелнинский социальный приют «Асылташ», программа духовно-нравственного воспитания подростков через детское волонтерство и средства художественно-эстетического направления.
 

В номинации «Воспитание духовных, нравственных качеств личности несовершеннолетних»
1 место – Нижнекамский социальный приют «Балкыш», программа «Радуга Татарстана»;
2 место – Агрызский социальный приют «Ласка», программа «Рукавичка»;
3 место – Зеленодольский социальный приют «Гнездышко», программа «Истоки».
 

В номинации «Формирование культуры (толерантного) общения у несовершеннолетних»
1 место – Бугульминский социальный приют «Ялкын», программа «Основа всякой мудрости – терпение».