Защита бизнес-плана: важны аргументы

№ 23 от 15 июня 2017 года

Жительница Казани Гульнур Саяфутдинова преподавала в Приволжском федеральном университете, но по семейным причинам уволилась. А потом найти подходящую работу не получилось, встала на учет в центр занятости населения Советского района. Когда предложили попробовать свои силы в предпринимательстве, открыв свое дело в рамках программы по самозанятости, с радостью согласилась: она всегда хотела работать на себя, оказывая услуги по репетиторству. 

Так Саяфутдинова стала одной из слушательниц практического семинара «Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности», который в рамках договора с Казанским центром занятости населения для безработных из Советского и Приволжского районов Казани организовало Управление инновационного развития ПФУ. Итогом занятий стало составление бизнес-плана, посвященного проведению групповых и индивидуальных занятий с детьми по татарскому и английскому языкам. Но распланировать все мало – чтобы получить государственную субсидию, нужно еще грамотно и аргументированно защитить проект перед экспертной комиссией.
На заседание в центре занятости Советского района Казани пригласили трех безработных, которые прошли обучение. Состав экспертного совета солидный: представители районной администрации, отделения Пенсионного фонда, налоговой, центра занятости, ПФУ, других служб. Первой слово дали как раз Саяфутдиновой. Экспертов интересовало абсолютно все: как она собирается продвигать свой бизнес, рекламировать услуги, какое оборудование приобретет на субсидию, столько занятий планирует проводить в неделю. Объяснили, что за заявленные в бизнес-плане 124 тысячи рублей – 117 тысяч 600 рублей субсидии, получаемой на 2 года, плюс свои 6400 рублей она должна отчитаться в течение 3 месяцев. И, конечно, отметили, что Гульнур в любое время может обратиться к сотрудникам центра занятости со всеми вопросами, касающимися развития бизнеса: ее здесь всегда готовы проконсультировать и поддержать.
Пока члены экспертной комиссии заполняли необходимую документацию, я вышла в коридор, чтобы поговорить с экзаменующейся.
Спросила, не пугают ли ее риски, неизбежные при открытии собственного дела? «Вовсе нет, – ответила моя собеседница. – У меня муж тоже предприниматель, так что я хорошо знаю и какую отчетность куда надо предоставлять, и как рекламировать услуги. Кстати, у вас дети есть? Возьмите на всякий случай мою визитку!» Оказалось, что Гульнур очень благодарна специалистам центра занятости за то, что так хорошо приняли, поддержали желание работать на себя, предоставили возможность пройти обучение по бизнес-планированию: это, без сомнения, поможет избежать многих «подводных камней», когда она станет индивидуальным предпринимателем. От учебы в Управлении инновационного развития у нее тоже только самые положительные впечатления. «Мы учились считать доходы и убытки, прошли мастер-класс по публичным выступлениям, у нас состоялась предварительная защита проектов в присутствии представителей центра занятости, ПФУ, а вручать сертификаты приехала замминистра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова», – рассказывает Саяфутдинова.
Гульнур и еще двое кандидаток не скрывали своих переживаний: из них троих на финансовую поддержку могут рассчитывать только двое, такова квота.
...Эксперты беседуют со следующей претенденткой Гузель Галеевой. В основе ее бизнес-плана – продвижение товаров и услуг для предпринимателей в интернете. У этой безработной театральное образование, но по специальности она давно не работает. Была и госчиновником, и пиарщиком, и организатором мероприятий. Пришлось уволиться, чтобы ухаживать за больным свекром, потом находилась в декрете. И найти работу себе уже не смогла, обратилась в центр занятости населения. «Я пришла сюда, потому что твердо решила открыть свое дело, – рассказывает Гузель. – Опыт в выбранной сфере у меня есть, и немалый, знания тоже – я специально прошла обучение. Среда у нас очень конкурентная, но я считаю, что уже могу уйти в «свободное плавание», переросла работу наемным работником».
Полученную субсидию Галеева планирует потратить на мощный компьютер, многофункциональное копировальное устройство, фотоаппарат плюс сопутствующие расходные материалы. Эксперты рассматривали все тащетльно: подняли направления на подходящую работу, узнали, почему работодатели отказывали. Главный вопрос был таким: как собирается отчитываться об оказанных услугах? Решающим аргументом в пользу этого бизнес-плана стало то, что у соискательницы уже есть клиенты, готовые заключить договора.
Еще одна претендентка Оксана Хомякова посвятила свой бизнес-план предоставлению услуг экскурсовода для детей. По образованию она юрист, говорит, после рождения двух детей потеряла квалификацию, да и перестала себя видеть на этом поприще. Самостоятельно устроиться на работу не смогла – хотелось, чтобы и зарплата была достойной, и график работы свободный. В центре занятости увидела на информационном стенде, что можно открыть свое дело в рамках программы по развитию самозанятости, и загорелась идеей стать предпринимательницей. Закончила курсы экскурсоводов. Потом специалисты центра занятости направили ее на обучение в Управление инновационного развития ПФУ.
Хомякова показала комиссии маршруты, по которым собирается водить экскурсии: она выполнила их в виде карты местности. Оксана планирует самостоятельно создать сайт для рекламы своих услуг. Впрочем, как она сказала, клиентов у нее уже достаточно: это ребята из школы, где учатся ее дети. С детскими садами она тоже собирается сотрудничать, но этот факт сильно насторожил экспертов. Оксану засыпали вопросами: как будет осуществляться безопасность таких маленьких детей в ходе пешеходных экскурсий, заинтересуют ли их темы разговора, в какое время года Хомякова собирается предоставлять им услуги, какова стоимость экскурсий? Оказалось, что небольшая, всего 100 рублей на человека. Но как соискательница планирует фиксировать денежные поступления, комиссию тоже не устроило. А подкорректировать свой бизнес-план она отказалась. В итоге идею Хомяковой пока отклонили.
– Мы будем осуществлять двухгодичный контроль работы предпринимателей, которые получат сегодня государственную поддержку, поэтому выбираем бизнес-проекты так, чтобы потом не было проблем ни у наших клиентов, ни у нас, – озвучила общую позицию директор центра занятости населения Ирина Никифорова. – Наша задача – поддерживать проекты, у которых есть потенциал, которые предлагают реально актуальные услуги.
По словам сотрудников центра, бизнес-проект – это финальная точка огромной работы, которую они проводят с безработными: несколько раз тестируют, в том числе и на оценку предпринимательских способностей, хороший эффект дают индивидуальные беседы. В итоге когда дело доходит до составления бизнес-плана, каждый уже четко представляет – сможет ли, востребованное ли направление выбрал, каковы будут вероятные затраты. Вслед за сотрудниками клиенты записывают конкретные рекомендации. Всем объясняют, что индивидуальный предприниматель должен вложить сам не менее 5 процентов от выделяемой суммы, что после вынесения резюме участников экспертной комиссии, составления протокола средства государственной субсидии выделяются начинающему предпринимателю в течение 2-3 дней. Это нужно, чтобы будущий бизнес не пострадал, ведь многие приходят уже с конкретными договорами. И в течение трех месяцев получатели должны отчитаться о своих тратах.
– Мы сразу нацеливаем претендентов на открытие дополнительных рабочих мест, – отмечает директор центра занятости. – Делаем акцент на наличие у них предварительного опыта в выбранной сфере, востребованность тех или иных услуг в городе и районе. Кстати, многие услуги появляются как раз благодаря самозанятости – например, юридические, компьютерные, оригинальные способы переработки вторсырья. Так, один из безработных решил делать сумки из бэушной ткани. Мы, признаться, сомневались, будет ли это востребовано, но дело пошло! Часто бывает и так, что у безработных есть какие-то ограничения по состоянию здоровья, по возрасту, семейному положению. Таким людям подобрать работу сложно, мы предлагаем им попробовать себя в качестве индивидуальных предпринимателей. Особенно, если профилирование, которое мы обязательно проводим перед тем, как ставить их на учет, показывает, что у них есть предпринимательская «жил­ка». Кто-то, прикинув свои силы, с самого начала отказывается затевать свое дело, а кто-то, наоборот, утверждается в своем решении и приступает к написанию бизнес-план, в котором подробно расписывает, на что именно нужна субсидия.
Безработным объясняют, что после заключения договора между центром занятости населения и теми, чьи бизнес-планы были одобрены, безработные могут начать оформляться индивидуальными предпринимателями. Они предоставляют в центр копию свидетельства о постановке на налоговый учет, выписку из единого госреестра, лицевого счета и документы, которые подтверждают приобретение оборудования для реализации бизнес-плана. И только потом издается приказ об оказании им финансовой помощи в рамках программы по содействию самозанятости, и на расчетный счет поступают деньги. Отдельно безработным компенсируют расходы на госпошлины, заверение документов у нотариуса и изготовление своей печати или штампа.
«Если у человека есть предпринимательские способности, они в любом случае проявятся, – уверена Ирина Никифорова. – В критический момент жизни, каким является потеря работы, особенно важно направить человека по правильному пути. Помощь специалистов центра занятости тут может оказаться решающей».
Но и без знаний, которые дают те, кто специализируется на обучении предпринимателей, в таком сложном и рискованном деле не обойтись. «Наше управление занимается в том числе и поддержкой социальных предпринимателей, – говорит начальник Управления инновационного развития ПФУ Антон Дыганов. – Чтобы работать в одном русле, мы долго учились у сотрудников центра занятости, изучали регламенты, на основании этого выстроили свой порядок обучения безработных. В программу занятий входил лекционный материал по бизнес-планированию, различным аспектам предпринимательской деятельности».
Поинтересовалась: как реагируют безработные на возможность получить новые знания по предпринимательству, все ли учатся с желанием? По словам Антона Дыганова, многие приходят с большими амбициями – мол, нечего меня тут грузить, я и так стопроцентно субсидию получу. Но когда узнают, что распределение господдержки происходит на конкурсной основе, волей-неволей включаются в работу.
«У безработных есть идеи, определенный опыт в заявленной сфере, но не все способны «упаковать» это в приемлемую форму, – дополняет директор центра занятости. – Не все осознают, во что ввязываются. А когда понимание благодаря учебе приходит, подчас желание попробовать себя на предпринимательской стезе проходит. Вот и на этот раз двое из пяти наших клиентов ушли, так и не получив сертификаты».
С начала года в Управлении инновационного развития ПФУ обучение основам предпринимательства прошли по 8 человек из Советского района и из Приволжского районов. Предложенные ими бизнес-планы представляли собой оказание различных услуг. В их числе – открытие гриль-бара, автосервиса, салона красоты, выращивание шиншилл, пошив одежды. По Советскому району квота по самозанятости на нынешний год составляет 10 человек.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ