Лекотека: игра, консультации плюс «разбор полетов»

Более ста специалистов из 24 субъектов Российской Федерации приняли участие в двухдневном Межрегиональном семинаре «Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в лекотеках», который проходил в Москве. Его организатором стал Фонд детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Департаменты образования и социальной защиты Москвы при поддержке ООО «Амвей» и ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ». Татарстан на этом представительном форуме представляли начальник отдела методологии социального обслуживания Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ Татьяна Фомичева, а также группа сотрудников Республиканского центра социально-психологической помощи населению «Зеркало» во главе с директором Ниной Ислановой. 

Программа включала в себя пленарные заседания, круглые столы, выездные занятия, в ходе которых участники семинара познакомились с инновационными технологиями реабилитации и сопровождения тяжелых детей-инвалидов в Московском научно-практическом центре реабилитации инвалидов вследствие детского церебрального паралича и ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ».  
– Что такое лекотека? Это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития, – объясняет Татьяна Фомичева. – Ее основной метод – игра, а главная задача – поддержать усилия родителей по развитию личности своего чада, наладить эффективное общение ребенка с другими членами семьи, сформировать его предпосылки к обучению. Равноправное партнерство специалистов и родителей – главное условие эффективной работы. Лекотеки при многих Центрах соцобслуживания Татарстана созданы уже несколько лет назад. Но в Москве члены нашей делегации увидели совсем другой подход к использованию этой формы работы.
– В российских социальных учреждениях накоплен десятилетний опыт по формированию лекотек, – рассказывает замдиректора «Зеркала» Ирина Чигарова. – У Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, есть специальная программа «Я буду учиться», партнером которой является фирма «Амвей». Ее цель – помочь семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в подготовке к обучению в дошкольных и школьных учебных заведениях. Когда речь зашла о работе лекотек в Москве, цифры нас просто поразили: в столице их 124, и каждая рассчитана на одномоментное посещение полутора тысяч детей с ограниченными возможностями! Плюс – 122 службы ранней помощи, охватывающие 1,6 тысячи грудничков возрасте от нуля до 4 месяцев, а также 169 групп краткосрочного пребывания, 70 групп «особый ребенок», рассчитанных на детей с серьезными отклонениями в развитии.
Оказалось, все эти формы между собой очень четко скоординированы: с самыми маленькими работают службы раннего вмешательства, потом их эстафету подхватывают лекотеки, принимающие ребят от 2 месяцев до 7 лет. Дети старше при необходимости продолжают процесс реабилитации в группах краткосрочного пребывания.
– Выступления участников семинара ясно показывали: преимущества лекотеки в том, что она позволяет внедрять любые подходы, – рассказывает Татьяна Фомичева. – Например, привлекать в любой момент к занятиям любых детей, которые нуждаются в коррекции здоровья – гиперактивных, апатичных, аутичных – и таким образом работать на профилактику детской инвалидности. Если сказать честно, я ехала на семинар с мнением, что лекотека – это просто комната для развивающих детских игр. После поездки поняла, что это совершенно дилетантское представление, которое не соответствует действительности. Своими глазами увидела, как создается в рамках лекотеки реабилитационное пространство, которое позволяет компенсировать те или иные нарушения в развитии детей-инвалидов.
От оснащения лекотек члены татарстанской делегации пришли в полный восторг. «То, что мы увидели в демонстрационном зале оборудования для лекотек в ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», просто не поддается описанию: мы даже не представляли, что все это возможно, – говорит Ирина Чигарова. – Моющиеся игрушки, которые можно вынести для занятий на лужайку, какие-то специальные прозрачные и непрозрачные кубики, куклы, игрушечные коляски… И все рассчитано специально на детей с определенными заболеваниями, адаптировано к тем или иным занятиям. Удачно дополняет лекотеки оборудование для сенсорных комнат, которое позволяет больным детям расслабиться и быстрее адаптироваться к занятиям».
Что характерно, большинство лекотек в Москве открыто в учреждениях образования. Есть они и в ряде столичных реабилитационных центров для детей-инвалидов. Откуда там такое чудо-оборудование? Оказывается, средства на его приобретение заложены в местном бюджете: в столице реализуется специальная программа «Развитие образования Москвы», которая предусматривает вариативное образование детей-инвалидов, оснащение лекотек.
– Там четко прописаны их формы, и они все финансово поддерживаются, – подчеркивает Татьяна Фомичева. – Кроме того, программа позволяет внедрить методику обучения профессионалов с учетом нозологий детей. Это тоже очень важно: проблемы у всех ребят с ограниченными возможностями разные, поэтому и занятия с ними должны строиться по-особому.
Членов татарстанской делегации заинтересовал и такой факт: с тех пор, как мэром Москвы стал Сергей Собянин, все детские сады, переданные под другие учреждения, постепенно возвращаются либо департаменту образования, либо соцзащиты. Согласно этой программе, каждый год передаются 30 таких объектов. Кстати, уже сейчас в Москве работают 239 детских садов компенсаторного и 416 – комбинированного типа. В большинстве своем, их подопечными становятся дети-инвалиды, прошедшие восстановление в лекотеках: возросший в ходе занятий реабилитационный потенциал позволяет им посещать дошкольные образовательные учреждения.
Специалисты лекотеки консультируют обратившихся к ним родителей с детьми, осуществляют их диагностику по ходу различных игровых ситуаций, проводят совместные игры, в том числе и терапевтические, разработанные специально для каждой семьи и каждого ребенка, которые обязательно завершаются «разбором полетов». Среди других форм – индивидуальные и групповые тренинги. По словам Татьяны Фомичевой, их могут проводить как с учетом нозологий и возраста (например, отдельно для аутистов и «даунят», детей и взрослых), так и совместные.
Очень привлекла наших специалистов такая форма работы лекотек, как абонентское обслуживание. «Поскольку каждый курс реабилитации в лекотеке ограничен временем, чтобы не терять связь с семьей, родителям предлагают в случае необходимости приходить на консультации, – рассказывает Ирина Чигарова. – Они могут взять с собой на дом необходимые для развития ребенка игрушки, методическую литературу, в которой подробно описано, как ими пользоваться. Потом мамы и папы приходят в лекотеку, обмениваются с сотрудниками мнениями, намечают дальнейшие планы. При необходимости можно записать детей на отдельные терапевтические игры, тренинги».
В рамках гарантированного перечня услугами лекотеки дети-инвалиды, малоимущие семьи могут воспользоваться совершенно бесплатно. Но это не значит, что здоровым и обеспеченным сюда путь заказан: после того, как занятия с основными клиентами закончены, лекотеки работают на платной основе для всех остальных.
По словам Татьяны Фомичевой, прямое общение на семинаре с разработчиками инновационных технологий работы принесло большую пользу – новые знания помогут повысить качество жизни подопечных реабилитационных центров и отделений помощи семье и детям ЦСОН республики.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ