Профессия должна быть востребованной, а не «модной»

№ 1 от 12 января 2018 года

Сегодня из-за стереотипов, существующих в обществе, ориентации семьи на «модные» специальности молодые люди часто выбирают профессии, очень далекие от их интересов, склонностей, способностей, а главное – потребностей рынка труда. Сориентировать школьников в многообразии профессий и помочь им принять правильное решение, чтобы впоследствии, став молодыми специалистами, они не испытывали сложностей с трудоустройством, призвана профориентация, которая является одним из важных направлений деятельности службы занятости республики.

– Государственную услугу по профориентации в органах службы занятости получают школьники в возрасте с 14 лет, – отмечает заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ Клара Тазетдинова. – Эту планку определяет федеральный государственный стандарт данной услуги, в соответствии с которым обязательным документом для ее получения является паспорт. Тем не менее, ребята, не достигшие 14 лет, также в зоне внимания службы занятости: профориентационная работа с детьми младшего возраста проводится в рамках проектной деятельности по целевой программе «Популяризация рабочих и инженерных профессий в Республике Татарстан на 2014-2020 годы». В 2014-2017 годы центры занятости населения республики реализовали 58 профориентационных проектов в 27 муниципальных образованиях с охватом почти 50 тысяч детей школьного и дошкольного возраста.
Например, очень интересный проект «Профориентационный кинотеатр «Ориентир» реализует Елабужский центр занятости населения. Он включает в себя целый комплекс мероприятий для несовершеннолетних: от детсадовцев до выпускников школ. Многие мероприятия проекта были впервые разработаны и проведены для молодежи Елабужского района. Это и групповые профориентационные занятия на базе городского кинотеатра «Иллюзион» с просмотром документальных видеофильмов о профессиях на большом экране, и профориентационные экскурсии старшеклассников по профильным маршрутам, и групповые профориентационные занятия с учащимися начальных классов и детьми дошкольного возраста. Сюда же входят конкурсы рисунков, социальных проектов, фотографий и видеороликов о профессиях.
Проведение совместных мероприятий проекта позволило наладить тесное сотрудничество Елабужского центра занятости с предприятиями Особой экономической зоны «Алабуга», муниципальными организациями, общеобразовательными школами и дошкольными учреждениями района. Общая численность участников мероприятий проекта в 2015-2017 годах составила более 16 тысяч человек.
Еще один очень важный профориентационный проект – «Агрокласс» – реализуется службой занятости республики совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан и Региональной общественной организацией «Аграрное молодежное объединение РТ». В профориентационных тренингах-играх, которые проводили профессиональные психологи, тренеры и педагоги, в прошлом году участвовало 3800 школьников Тюлячинского, Азнакаевского и Бугульминского районов: в соответствии со специально разработанными экскурсионными маршрутами, иллюстрирующими различные профессии агропромышленного комплекса, они познакомились с особенностями работы целого ряда сельхозпредприятий.
Например, в конце октября специалисты Азнакаевского центра занятости населения совместно с представителями РОО «Аграрное молодежное объединение РТ» в рамках проекта «Агрокласс» побывали в селе Какре-Елга. Перед воспитанниками детского сада "Ляйсан" и учащимися средней общеобразовательной школы этого населенного пункта выступила исполнительный директор молодежного объединения Ильмира Хайбуллова. Она в очень доступной форме говорила с ребятами о важности и ценности труда специалистов агропромышленного комплекса.
– Затем психологи провели профориентационные тренинг-занятия и тренинг-игры, направленные на популяризацию сельскохозяйственных специальностей, – рассказывает директор Азнакаевского центра занятости Лилия Гафиева. – В ходе занятий дети с интересом рассматривали красочные макеты фермы, деревенского дома, урожайного поля, знакомились с миром агропромышленного комплекса, узнавали в доступной для них форме, в чем заключается работа агронома, механизатора, комбайнера, доярки. Старшеклассники с большим вниманием слушали представителей Казанского государственного аграрного университета и Казанской государственной академии ветеринарной медицины имени Баумана.
Начиная с 2014 года Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ совместно с ПАО «КАМАЗ», Министерством промышленности и торговли РТ проводит Молодежный профориентационный форум «PROF-движение». Его цель – популяризация среди учащихся старших классов общеобразовательных школ, студентов колледжей и вузов инженерно-технических профессий, востребованных на «КАМАЗе».
В прошлом году для участия в форуме было подано более 400 заявок из 52 городов России, а «пропуск» в лагерь «Звездный» оздоровительного комплекса «Саулык», где проходило «PROF-движение» с 21 по 26 августа, получили 200 студентов и выпускников школ. Ежегодно выдвигается ключевая идея форума, нынче ее обозначили как «Повышение производительности труда промышленного предприятия».
Программа была очень насыщенной: экскурсии на «КАМАЗ» сменялись тренингами, презентации – панельными дискуссиями, деловыми играми. Одна из ключевых идей форума – вовлечение делегатов в реальный производственный процесс «КАМАЗа». Участники побывали на Автомобильном заводе и Заводе двигателей. Но это были не просто экскурсия. Ребятам предстояло попытаться выявить возможные проблемы и потери на участках, зафиксировать их, и потом поработать над проектированием эталонных участков, с учетом более эффективной расстановки оборудования, персонала.
Каждый день форумчане встречались с топ-менеджерами «КАМАЗа», которые приходили с так называемыми гостевыми лекциями.
Кстати, все участники в рамках проб профессий смогли попробовать себя в роли слесарей механосборочных работ, литейщиков, наладчиков станков с числовым программным управлением, комплектовщиков, логистов. Даже те из участников, которые учатся на инженеров, сделали для себя вывод: все-таки прежде чем начинать «рулить» на производстве, надо основательно изучить азы. Только изучив теорию, инженером стать невозможно. Так что получается, что основная задача «PROF-движения» – расширение границ информированности молодежи о востребованных рабочих специальностях, повышение престижа данного рода профессий, развитие базовых навыков отдельных рабочих профессий – достигнута.
2017 год знаменателен еще и тем, что Минтрудсоцзащиты РТ нацелило на совместную деятельность по профессиональной ориентации несовершеннолетних центры занятости населения и социальные приюты для детей и подростков в городах и районах республики. Цель такого плотного взаимодействия – обеспечение обязательного получения профориентационных услуг всеми воспитанниками социальных приютов, достигшими возраста 14 лет. Ведь дети, проходящие социальную реабилитацию в этих учреждениях, нуждаются в более пристальном внимании специалистов. Ребятам помогают принять осознанное решение о выборе профессии с учетом их психологических особенностей и возможностей, а также потребностей экономики. За минувший год в 17 социальных приютах республики 287 воспитанников получили профориентационные услуги.
На каждого воспитанника социального приюта в период пребывания в учреждении формируется портфолио. Для ребят старше 14 лет оно содержит раздел «Профессиональная ориентация», включающий результаты профориентационного тестирования, профессиограммы – описания профессий – по рекомендованным профессиям, раздаточные материалы по профориентации, советы по развитию профессионально важных качеств.
Как школьнику правильно выбрать свою дальнейшую трудовую стезю? Осознанно выбрать дело, которое будет по плечу, даст возможность проявить свои лучшие качества и не потребует титанических усилий для трудоустройства, помогает служба занятости республики.
Дилара ВАФИНА