Индивидуальные ТСР не «дружат» с законом о госзакупках


Индивидуальные ТСР не «дружат» с законом о госзакупках

№ 5 от 9 февраля 2018 года

Обеспечение техническими средствами реабилитации – важный вопрос в жизни каждого человека с инвалидностью. Неспроста обсуждение этой проблемы вынесли на самый высокий уровень: в Государственном Совете РТ перед самым новым годом прошло заседание рабочей группы федерального партийного проекта «Единая страна – доступная среда». В нем приняли участие представители Регионального отделения ФСС РФ по РТ, Главного бюро медико-социальной экспертизы по РТ, представители общественных организаций инвалидов. На повестке дня было два вопроса: «Обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями» и «Обеспечение детей-инвалидов сложными колясками». 

Региональный координатор партийного проекта «Единая страна – доступная среда», депутат Госсовета РТ, председатель ТРО ВОИ Рифат Ганибаев обозначил проблемы по первому вопросу. К сожалению, до сих пор многие инвалиды испытывают сложности в обеспечении их ортезами – аппаратами, позволяющими удерживать человека с ослабленными ногами в вертикальном положении. С этим вопросом к нему обращались жительница Казани Анна Бельдина, председатель Бугульминской районной организации ТРО ВОИ Ильдар Хаков и другие. Скажем, Ильдар Хаков несколько лет не мог получить аппараты, на все его запросы в Казанское протезно-ортопедическое предприятие, которое производит подобную продукцию индивидуально для каждого инвалида, получал ответ, что тендер на изготовление аппаратов ног не проводится. Вместе с тем предприятие предлагало заказать аппараты за наличный расчет с последующей компенсацией Фондом социального страхования РФ по РТ части стоимости. При этом за наличный расчет такие аппараты стоят 45 тысяч рублей, а фонд возмещает лишь 22 332 рубля (сумма закупки по последнему тендеру). Такие деньги для подавляющего большинства инвалидов, имеющих скромную пенсию, неподъемная.
Рифат Ганибаев высветил и еще одну проблему. Протезные предприятия вынуждены действовать в соответствии с Федеральным законом №44 о госзакупках. Но ведь протезно-ортопедические изделия изготавливаются по персональным меркам, предприятие-изготовитель часто сохраняет вспомогательный материал клиентов, используемый в процессе изготовления изделий: выверенные до миллиметра колодки для обуви, слепки для протезов или ортезов (аппаратов). Если иная организация, победившая в тендере, изготавливает такие изделия в другом регионе и только по меркам, то, соответственно, нарушается технология изготовления, что сказывается на качестве изделия. Кроме этого, если в разное время победителями становятся различные организации, то отсутствует постоянная картотека клиентов и, соответственно, невозможно проследить картину анатомических изменений, что тоже в дальнейшем сказывается на качестве изделий. Как показывает практика, не всегда гарантировано, что организация-победитель имеет соответствующее технологическое оборудование и способно производить качественную продукцию. Рифат Ганибаев считает, что этих проблем можно избежать, если полномочиями единственного поставщика наделить Федеральное государственное унитарное предприятие, производящее протезно-ортопедические изделия, его филиалы есть почти в каждом регионе. Такое решение можно принять на уровне Правительства РФ. В этом случае будут контролироваться технология, сроки и качество изготовления изделий, его стоимостные характеристики, соблюдаться преемственность работы с клиентами. Учитывая, что у таких предприятий есть стационарное отделение, клиенты имеют возможность научиться пользоваться изделием и получить навыки ходьбы.
Члены рабочей группы посчитали все эти доводы убедительными.
По поводу изготовления ортезов начальник отдела обеспечения инвалидов ТСР ФСС РФ по РТ Марат Сагиров признал, что, действительно, такая проблема существует. В 2015 году выставили лот с аппаратами – никто из изготовителей не отреагировал, госконтракт подписать ни с кем не удалось. Вторичная попытка в 2016 году, вроде бы, оказалась удачной – протезное предприятие выиграло тендер, подписало госконтракт на изготовление, но не успело его выполнить из-за крайне сжатых сроков исполнения. К сожалению, Федеральный закон №44 о госзакупках сыграл здесь не на руку производителям, а в конечном итоге пострадали потребители инвалиды. В последнее время ситуация с этим вопросом выравнивается, но до идеала еще далеко.
К сожалению, не виден свет в конце тоннеля и по второму вопросу – в обеспечении детей-инвалидов сложными колясками с динамической спинкой. Председатель Регионального отделения благотворительной общественной организации родителей детей-инвалидов РТ «Подари чудо» Дания Гизатуллина доказывала, что некоторым детишкам показана именно такая коляска: ребенок непроизвольно из-за спастики прогибается и амортизирующая спинка сложной коляски нивелирует этот момент, а на обычной с твердой спинкой в момент спастики может произойти повреждение тазобедренного сустава и другие травмы. Интересно то, что, по словам руководителя Главного бюро медико-социальной экспертизы по РТ Ригеля Низамова, в ИПРА детей-инвалидов вместе с другими параметрами коляски вписывается и динамическая спинка, а вот в ФСС РФ по РТ, руководствуясь своими ведомственными приказами, госзакупки таких колясок производить не могут! Налицо нестыковка нормативных документов!
Зампредседателя Комитета Госсовета РТ по социальной политике Татьяна Воропаева предложила: «На первых порах необходим хоть какой-нибудь выход из этой ситуации – например, обратиться к спонсорам, чтоб помогли закупить сложные коляски, благо потребителей таких изделий не так много».
Подводя итоги заседания, Рифат Ганибаев озвучил несколько моментов: нужно искать точки соприкосновения с изготовителями протезно-ортопедических изделий, выявить и произвести корректировку нормативных документов, чтобы избежать нестыковок или двоякого толкования, выйти с предложением об адекватной компенсации стоимости ТСР, если человек с инвалидностью закупает их самостоятельно. Все эти и некоторые дополнительные предложения вошли в итоговый документ заседания.
Владимир ГАРАНИН