От карточек «пекс» и ксилофона до шумового оркестра и бибабо

№ 12 от 6 апреля 2018 года

Сегодня невозможно работать эффективно без использования передового опыта, новых наработок. Особенно, когда дело касается такой сложной сферы, как социальное обслуживание инвалидов. Поэтому Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ всегда делает акцент на внедрение инновационных технологий. Как работают в этом направлении реабилитационные центры для детей и взрослых людей с ограниченными возможностями?

В Бавлинском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Шатлык» успешно внедрили логопедические занятия с использованием пальчикового театра. По словам логопеда учреждения Альфии Садыковой, проблемы с речью есть у 90 процентов маленьких реабилитантов учреждения, более чем у половины имеются нарушения опорно-двигательного аппарата. Разыгрывая сценки, проговаривая роли, дети учатся и общаться с окружающими, и развивают мелкую моторику рук. Отдельные занятия логопед проводит с использованием бибабо – это такие куклы-перчатки, магнитного театра, шумового оркестра, ксилофона. Очень помогли эти занятия, например, 8-летней Алие: у девочки правосторонний парез, невнятная речь, ей трудно концентрировать внимание, поэтому с ней Альфия Садыкова занимается индивидуально. Родители уже видят результат – говорят, теперь дочка разговаривает гораздо лучше, даже смогла пойти учиться в обычную школу. Выстраивать правильные взаимоотношения с одноклассниками помогают занятия с психологом в «Шатлыке». В частности, она проводит их, используя песочную терапию. Специальный стол учреждению выделило Минтрудсоцзащиты РТ. 
По словам психолога учреждения Натальи Наклеевской, особенно востребована пес­котерапия у реабилитантов с расстройством аутистического спектра: она позволяет быстрее успокоиться, идти на контакт. Взять хотя бы 6-летнего Артема – этот гиперактивный мальчик поначалу совершенно ничего не воспринимал на занятиях, был склонен к агрессии. А вот к строительству замков, рисованию он сразу пристрастился. Уже к пятому занятию стал значительно спокойнее, доброжелательнее, специалист начала общаться с мальчиков с помощью карточек «пекс» – это такой специальный метод коммуникации для неговорящих или малоговорящих детей.
В Кукморском детском реабилитационном центре «Милосердие» видят хорошую отдачу от использования арттерапевтических направлений работы – изготовления аппликаций из войлока, бумаго и тестопластики. У большинства воспитанников – ДЦП, неврологические, психические нарушения. По словам директора Розы Фазлеевой, весь процесс их реабилитации выстроен так, чтобы ребята овладели полезными навыками и, в конечном счете, смогли трудоустроиться – такая осязаемая цель очень стимулирует детей и родителей активно включиться в совместную работу. Поэтому в «Милосердии» выбирают востребованные направления, в которых маленькие реабилитанты могли бы проявить свои сильные стороны – яркое и образное видение мира, усидчивость. В кабинете трудотерапии под руководством инструктора Асии Борковских ребята учатся делать разные полезные вещи – например, прихватки, шапочки для бани из кусочков войлока, которые учреждению дарит местный валяльно-войлочный комбинат. Средства на материалы появились и благодаря грантам, полученным на конкурсах социальных проектов «Общественная инициатива», «РИТЭК». В «Милосердии» планируют перейти к аппликациям из войлока, парчи, органзы, кроме того, ребята осваивают различные орнаменты, цветовые гаммы, свойственные различным национальным культурам.
По словам Асии Борковских, у 70 процентов детей поначалу вообще нет никаких трудовых навыков. Поэтому начинают с самого простого – учатся вырезать, делать самые доступные швы. Соответственно, развивают мелкую моторику рук, воображение и фантазию, начинают распознавать оттенки цветов. Некоторые из ребят, как, например, 12-летняя Асия, благодаря такой эффективной реабилитации даже начали посещать местную школу искусств, поскольку могут теперь там обучаться наравне со сверстниками. А ведь это и есть факт реальной социальной адаптации.
В Лаишевском реабилитационном центре в работе с маленькими реабилитантами используют элементы Монтессори-педагогики: они помогают таким детям, как подопечные этого учреждения, развивать и интерес к жизни, и мелкую моторику рук. Педагог-психолог Елена Кузнецова разработала методику по развитию познавательных способностей детей-инвалидов дошкольного возраста посредством игр, пальчиковой гимнастики. Она уже доказала свою эффективность.
– Процесс реабилитации наших воспитанников – дело долгое и кропотливое, – рассказывает специалист. – Например, 2-летний Максим проходит у нас курс восстановления уже второй раз. При поступлении совершенно не мог концентрировать внимание, не понимал значения самых простых слов. Занятия с ним, как и с большинством других малышей, я выстраивала в игровой форме. К концу первого курса реабилитации Максим уже мог отличать кубик и шарик, узнавал окружающих. Подготовила подробную инструкцию для мамы ребенка, как заниматься с ним вне центра. Сейчас Максим активно учится распознавать цвета.
На одном из организованных министерством семинаров специалисты центра узнали о многофункциональном использовании помещений, и сразу взяли эту идею на вооружение: совместили кабинет психолога и сенсорную комнату. Оказалось, это невероятно удобно: задернул шторку – и вот тебе уютный, отгороженный со всех сторон уголок, где под руководством психолога можно, не о чем не беспокоясь, рассматривать ярких рыбок в аквариуме, вдыхать приятный запах аромамасел. По мнению Светланы Бронниковой, такое обустройство пространства очень благотворно влияет на детей с психическими нарушениями, особенно аутистов.
В Набережночелнинском центре реабилитации инвалидов «Изгелек» проходят курсы восстановления взрослые люди с ограниченными возможностями. У многих из них самой главной проблемой является то, что из-за болезни они потеряли способность себя обслуживать. В итоге теперь чувствуют себя потерянными, беспомощными. Специалисты центра используют инновационные технологии, чтобы помочь им вновь обрести стремление к полноценной жизни, веру в собственные силы. На это как раз и направлены занятия по восстановлению и замещению утраченных функций с помощью технических средств реабилитации: в центре действует кабинет эрготерапии, оборудованный как модель квартиры. Здесь специалист по соцработе Мадина Хазарова обучает инвалидов и их родственников, как работать с техникой и приспособлениями, которые призваны помочь больным людям обслуживать себя самостоятельно. Оснащение самое современное – есть вообще удивительные вещи: мочалки на длинных ручках, захваты для открывания кранов, надевания носков, устройства для помывки головы, подъемники, крутящиеся платформы, насадки на стулья... Постоянно задействован и многофункиональный тренажер «Дон» – на нем реабилитанты разрабатывают руки, потом переходят на кухню учиться, как, например, безопасно с помощью дуршлага сварить пельмени.
– Примерно треть соцобслуживаемых – это люди, перенесшие инсульт, имеющие серьезные двигательные и когнитивные нарушения, – рассказывает специалист по соцработе. – Сегодня, например, в ходе группового занятия я показывала, как можно приготовить салат из редьки с помощью специальной доски с гвоздиками, как, используя специальные захваты, легко включить газовую плиту, надеть пиджак. Такие занятия реабилитанты воспринимают очень хорошо: они начинают чувствовать, что всеми этими навыками они могут овладеть, и это мотивирует их на еще более активные занятия.
В Альметьевском центре реабилитации «Ветеран» много внимания уделяют отслеживанию эффективности общего реабилитационного процесса. В начале, середине и конце заезда сотрудники проводят анкетирование реабилитантов. По словам директора Маргариты Шайдуллиной, это позволяет грамотно выстраивать работу, используя сильные стороны и пристрастия клиентов. Среди прочих вопросов включили и такой: хотели бы вы научиться работать на компьютере? Оказалось, что примерно 70 процентов всех реабилитантов очень даже хотят. Говорят: дома детям-внукам некогда с нами возиться, хоть здесь освоим «умное железо». В центре для них оборудовали компьютерный класс. Для занятий специалист по соцработе Маргарита Краснощекова разработала свою программу.
– Главный упор делаю на овладении интернетом, пользовании порталом госуслуг, – рассказывает она. – Все подходят к занятиям очень ответственно, поскольку воочию видят, какую пользу приносит им это «окно в мир». По возвращению домой шлют нам электронные письма, фото своих поделок.
Такие успехи очень стимулируют других реабилитантов – они понимают, что и сами так смогут, если приложат усилия. Что очень важно, сотрудники разрабатывают специальные памятки по основам владения компьютером, которые по окончании курса раздают своим клиентам. В них четко прописано, для чего и какие клавиши нужны, как правильно выполнить ту или иную команду. С таким подспорьем пожилым людям и инвалидам уже не страшно отправляться в самостоятельное путешествие по интернету. Кстати, хорошо отзываются реабилитанты на виртуальные экскурсии, которые начали практиковать в «Ветеране» с начала года. Маргарита Краснощекова проводит их в «связке» с психологом Рамзилей Нуриевой – под расслабляющую музыку рассматривают фото и видео красивейших мест и родного города, и целого мира. Полученные положительные впечатления становятся толчком к активному участию в реабилитационных мероприятиях на развитие двигательной активности. Психолог дополняет эти занятия и реальными мероприятиями на лоне природы: в учреждении начали активно практиковать парковый ритрит. Под руководством сотрудников реабилитанты отправляются в ближайший лес, парки. Помимо психолога их обязательно сопровождает культорганизатор Рафаел Хайертдинов – под его баян инвалиды занимаются музыкотерапией, собирают природные материалы для последующих творческих мероприятий.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ