Развить способности детей и направить их в профессиональное русло

№ 15 от 27 апреля 2018 года

В Арском реабилитационном центре для детей-инвалидов «Исток надежды» большое внимание уделяют внедрению инноваций – практика доказывает, что благодаря им обеспечивается максимальный восстановительный процесс у маленьких получателей услуг. Цифры подтверждают правильность такого подхода: хотя этот центр самый «камерный» в республике – он рассчитан всего на 35 мест, эффективность реабилитации – одна из самых высоких, она составляет 85 процентов. 

Одна из новых технологий, внедренных в учреждении, называется «Бусоград», она рассчитана на детей с серьезными нарушениями здоровья, в том числе и с умственной отсталостью. По словам логопеда Лемары Ганиевой, ее суть заключается в следующем: прямо на ковер в группах перед ребятами высыпают россыпь разноцветных бус, из которых вместе составляют разнообразные фигуры, сортируют по цвету и размеру и даже выкладывают в виде мобильных картин. Помогают в этом юным реабилитантам воспитатели Лейля Камалетдинова и Гузалия Мухаметшина. Процесс ребятам очень нравится – я в этом убедилась сама, когда логопед пришла в группу с хорошо знакомой им коробкой: все тут же кинулись разбирать блестящие нити, ощупывать их, по-своему раскладывать. По словам Лемары Ганиевой, новая технология помогает детям развивать сенсорные навыки, чувство размера и цвета, стимулирует воображение, учит работать в команде. Например, «Бусоград» помог 3-летнему Ильнару, у которого ДЦП и задержка умственного развития. Поначалу он очень боялся окружающих, наотрез отказывался контактировать с воспитанниками и сотрудниками, его невозможно было привлечь к занятиям. Яркие, красивые бусы мальчика заинтересовали. Сейчас он уже уверенно складывает из них круг и треугольник, начал различать цвета, посещает групповые занятия. 7-летней Адели с паракинезом и умственной отсталостью для того, чтобы освоить счет до 20 и начать производить осмысленные манипуляции с бусами, понадобилось 2 курса реабилитации. Зато сейчас ее не узнать – стала общительной, более спокойной, немного рисует карандашом, лепит из пластилина. Ее начали привлекать к занятиям с использованием японской глины – эту инновацию в «Истоке надежды» почерпнули у коллег из местного центра детского творчества. 
По словам инструктора по труду Гульнары Салехзяновой, преимущества этой технологии для детей с множественными нарушениями здоровья в том, что материал очень мягкий, приятный на ощупь, он не пачкает рук, легкий, засыхая, становится похожим на прочный пенопласт. Из японской глины здесь делают брошки, красивые маленькие фигурки, ободки, цветы. От работы с этим материалом в восторге даже те воспитанники, которых прежде вообще было трудно уговорить зайти в кабинет трудотерапии. Например, 15-летняя Оксана А. с умственной отсталостью проходит курс восстановления в «Истоке надежды» каждый год, но реабилитационный потенциал у нее оказался очень низким, обучение всему новому шло с большим трудом. Все изменилось, когда она попробовала под руководством трудотерапевта поработать с японской глиной – у Оксаны проявился такой интерес к творчеству, что она готова днями напролет делать сережки, бусы. От былой замкнутости, агрессивности не осталось и следа, у нее получаются все более мелкие и сложные детали. Школьные учителя, которые обучают ее на дому, не нахвалятся – стала прилежной, усидчивой. У Оксаны появилась мечта – хочет выучиться на преподавателя прикладного творчества.
А 10-летний Инсаф с ДЦП уже твердо решил, что его профессиональное призвание – делать на дому тюбетейки. «В прошлом году «Исток надежды» выступил партнером районного общества инвалидов при подготовке проекта «Арская тюбетейка» на конкурс Кабинета Министров РТ, – рассказывает трудотерапевт. – Местом его реализации было выбрано наше учреждение. На полученный грант в размере 50 тысяч рублей мы приобрели швейную машинку, гладильную доску, необходимые материалы». В месяц через новую творческую мастерскую проходят 8 воспитанников. Под руководством Гульнары Салехзяновой они натягивают на картонные заготовки бархат, украшают бахромой, бисером, разнообразной тесьмой. Целевой группой проекта стали воспитанники от 10 лет с ДЦП и умственной отсталостью. Получаться у них начало, конечно, не сразу. По словам трудотерапевта, участникам первого заезда удалось сделать только картонные формы для будущих сувенирных тюбетеек и калфаков. Далее долго учились работать с бархатом, а потом дело пошло быстрее. Гульнара Салехзянова отмечает: эти занятия решают множество реабилитационных задач – развивают у ребят мелкую моторику рук, коммуникабельность, творческую активность, интерес к труду. Пап и мам к этому делу тоже привлекли. В учреждении давно и очень успешно действует родительский клуб, а в рамках реализации нового проекта заседания начали посвящать и освоению народных промыслов. Родители приняли эту идею на «ура» – все понимают, что новые умения помогут их «особым» детям стать самодостаточными людьми, научат, как раскрыть и развить способности, направить в нужное профессиональное русло. И, конечно, дадут источник заработка – стоимость таких сувенирных тюбетеек может доходить до тысячи рублей. На совместных занятиях мамы и папы под руководством сотрудников центра учатся, как правильно делать основу из картона, выкройки, осваивают основы национального орнамента. В рабочий план мероприятий включили поездки в краеведческие музеи, экскурсии в ателье, проведение мастер-классов местными умельцами, праздники с национальным колоритом. Кое-кто подумывает об открытии семейного бизнеса. К концу реализации проекта – а это июнь нынешнего года – этой работой планируется охватить 70 маленьких реабилитантов.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ