Чему учат детей липучки и жужжалки?

№ 20 от 8 июня 2018 года

В кабинет «Мануальный праксис», которым заведует специалист Нурсия Ахметова, детишки идут с большой охотой: здесь столько всего интересного, необычного, притягательного! Все, кто попадает в Казанский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель», миновать этой волшебный комнаты не могут: порой именно в ней происходят те фантастические изменения в поведении и развитии ребят, о которых родители и не мечтали.

Хозяйка «волшебной» комнаты вспоминает:
– В «Апреле» я уже почти 18 лет – с самого рождения моего сына Дамира. Сначала ходила с ним на занятия: мне было интересно, хотелось тоже помочь специалистам в этом увлекательном процессе. Постепенно меня стали привлекать в мастерскую по трудотерапии: у меня все получалось, я поняла, что это мое. Потом как воспитатель устроилась в центр.
К тому времени оставила учебу в КХТИ: нужно было заниматься сыном. Однако работа в «Апреле» подвигла Нурсию поступить на психолого-педагогический факультет Казанского педагогического техникума и получить специальность «учитель технологии». А сейчас она заканчивает психолого-педагогический факультет КФУ, учится на логопеда-дефектолога.
Нурсия поначалу работала с относительно взрослыми ребятами – воспитателем и учителем дополнительного образования. Теперь она работает с самыми маленькими. «Детишки неусидчивые, проблемы с психикой, но они хорошенькие, и я стала размышлять – как заставить их выполнять то, что нужно для их развития, – делится своими теоретическими изысканиями Ахметова. – Они приходили на ручной труд, но какой труд, если дети тесто или песок в руки не берут – всего боятся. Опять же их как-то надо за столом удержать. Специалисты центра часто бывают на курсах и семинарах по реабилитологии, дефектологии, нейропсихологии в Москве и других городах, наш директор все время нас нацеливает на новые знания. Постепенно с наработками и опытом пришло понимание, что ребятишек через какие-то определенные действия, поначалу пусть даже механические, можно обучить тому, что позволяет им адаптироваться в жизни».
– Нурсия Ахметова настолько хороша как думающий специалист, что мы даем ей детей «тяжелых», – отмечает директор центра «Апрель» Наталья Трифонова. – И она здорово с ними управляется, умеет всех их удержать, увлечь. У нее немало оригинальных авторских разработок, игрушек-«заманиловок». То, чего она добивается – высший пилотаж для специалиста реабилитационного учреждения!
Вот, скажем, собственная разработка Нурсии – коробки для сортировки. На мысль изготовить такое учебное пособие ее натолкнула приезжавшая в центр с семинаром американский реабилитолог Кетлин Тейлор, которая называла себя «королева мусора»: многое она делает из бросового материала. Но чуточку фантазии – и можно это изделие использовать на реабилитационных занятиях.
– Вот мои системные коробочки – со стороны может показаться, что ребенок не думает, а просто раскладывает разные штучки, – объясняет Ахметова. – А там ведь просто так ничего не положить: по размеру не подходит, надо думать, какую взять: сюда не лезет, ищет другую. Такая сортировка – это не просто так, в каждой мелочи есть смысл. Кроме всего прочего, между коробками я кладу книжки: один кейс сложил, убрал, книжку между – сложил и убрал, второй кейс – сложил, убрал. Со временем ребенок сидит уже не за коробками, а за книжками, коробки ушли, остались только учебники и пособия. И начинается следующая ступень развития.
Чтобы выработать у детишек усидчивость, Нурсия прибегает к разным оригинальным игрушкам – липучкам, жужжалкам. Находит их не в обычных магазинах игрушек, а чаще – в хозяйственных. Не так давно в «растительном» магазине приобрела гидрогель. Детям очень интересно: руки мокрые и в тоже время – это не вода, и мелкая моторика разрабатывается. Пересыпаешь его, а он может «разбежаться» – нужно ловить, значит, одновременно вырабатывается координация движений.
На занятиях в кабинете Ахметовой реабилитанты приобретают и жизненные навыки. Например, у многих детей не развито межполушарное взаимодействие. Могут тот же киндер-сюрприз крутить обеими руками в одну сторону. Ничего не получается, нервничают, трясут. Специалист помогает: держит одну половинку, другую откручивает. И вот он – сюрприз внутри. На следующем занятии вновь дает этот киндер – опять в одну сторону крутит! Но на 5-6-7-ой раз понимание приходит. И с другими аналогичными предметами в жизни ребенок уже поступает так же.
Нурсия Ахметова своими разработками – а их у нее десятки – охотно делится с коллегами из других реабилитационных учреждений.
У нее – десятка три сертификатов, с полдюжины висит прямо у входа в кабинет. Читаем: «Методика формирования основных социальных навыков у детей-инвалидов», «Игровая педагогика как практический инструмент работы с детьми, имеющими нарушения развития», «Аутизм и терапия физической активностью». Теория, всесторонне и творчески воплощенная в практику.
Владимир ГАРАНИН