Умение выслушать человека – это очень важно

№ 20 от 8 июня 2018 года

Когда к заведующей надомным отделением Мензелинского КЦСОН Эльвире Умаровой приходят соискатели, желающие устроиться соцработником, она непременно спрашивает: умеют ли они слушать собеседника? Это качество она считает самым главным у людей своей профессии. Ведь для подопечных отделения – одиноких пожилых пенсионеров, инвалидов, как правило, соцработник должен стать связующей нитью с окружающим миром. Он и психолог, и помощник по хозяйству, и домашний юрист. Без умения выслушивать своих обслуживаемых просто не обойтись.

Сама Эльвира владеет этим качеством в полной мере: она с 2000 года работала специалистом в отделении социальной помощи семье и детям центра, через некоторое время его возглавила, а с 2010 года является заведующей надомным отделением. Смена направления деятельности трудностей для нее не вызвала. «Общие принципы работы я уже уяснила, – объясняет Умарова. – С большим интересом общалась с бабушками и дедушками: меня очень впечатляли факты биографий подопечных, подкупало их отношение к жизни». 
Среди обслуживаемых тогда было много участников Великой Отечественной, тружеников тыла. Да и само надомное отделение было куда больше, чем сейчас. Только в одном Мензелинске трудились 15 соцработников плюс 6 медиков специализированного отделения. Сегодня же по всему району 21 соцработник – 6 в райцентре и 15 на селе, а также 3 медсестры. Они обслуживают 160 пожилых пенсионеров и инвалидов, половине из которых более 80 лет. 25 человек – это лежачие больные.
В обязанности Умаровой входит, прежде всего, контроль за качеством предоставляемых им услуг, 1-2 раза в неделю она объезжает район, чтобы удостовериться: подопечные своими соцработниками довольны. Плюс – выезды с «Мобильной бригадой» КЦСОН, подомовые обходы одиноких граждан старше 70 лет. С конца апреля вместе с коллегами завотделением посетила уже 120 бабушек и дедушек. В процессе выявлялись сложные ситуации, которые сотрудники центра тут же старались разрешить. Так, им удалось помочь 86-летней жительнице райцентра, труженице тыла Марзие Галимовне. Одинокая бабушка жила в ветхом доме, когда ей предложили услуги соцработника или переезд в дом-интернат для престарелых и инвалидов, наотрез отказалась, переезд в квартиру тоже ее не устроил. Пришлось подключать всех – и администрацию района, и спонсоров, и совет ветеранов, чтобы отремонтировать бабуле дом. Сейчас там есть и водопровод, и ванная, и крыша не протекает. Умарова договорилась с местной школой, чтобы к женщине приходили помогать по хозяйству ученики-волонтеры. Аналогичный случай был с соцобслуживаемым Мирзагали Мухаметгалимовым из деревни Атрякле, которого обслуживает соцработник Ляйсания Мирзасалихова – у этого совершенно глухого бабая вышла из строя печка. К счастью, спонсоры тоже откликнулись, быстро удалось починить. Экстренные выезды Мобильной бригады, по словам Умаровой, как правило, связаны с бомжами. Одного такого после помывки, кормежки и переодевания в нормальную одежду, которую принесли из дома сотрудники надомного отделения, а также сбора необходимых документов отправили в Набережночелнинский центр соцадаптации «Перекресток», второго сначала в ЦРБ, а уж после в Бугульминский центр.
Разных бумаг на ее столе всегда с избытком. Составление различных отчетов – это тоже ее работа? «В том числе, – говорит Эльмира. – Тут – и заполнение различных паспортов, и акты обследования условий проживания, обслуживания подопечных и многое другое. По долгу службы мне приходится знать и уметь очень многое – например, быть в курсе всех законодательных новшеств, уметь оказать при необходимости подопечным первую медицинскую помощь, владеть навыками психолога. В нашем центре очень серьезно относятся к повышению квалификации сотрудников, то и дело проводят различные учебы и семинарские занятия».
У самой Эльмиры за время работы накопилась целая папка сертификатов о прохождении курсов повышения квалификации, благодарностей от подопечных, почетных грамот.
– В отделении надомного соцобслуживания Умарова точно на своем месте, – отмечает директор КЦСОН Наталья Елхова. – Главными ее чертами я бы назвала инициативность, надежность, ответственность. Подкупает ее умение быстро принимать решения в трудных ситуациях, всегда и все она делает вовремя. Человек творческий, благодаря этому специалисты ее отделения активно овладевают инновационными технологиями, ищут новые методы социальной реабилитации и адаптации находящихся на социальном обслуживании граждан. Эльмира Умарова очень доброжелательная, коммуникабельная, в коллективе ей все симпатизируют.
Что завотделением считает в своей работе самым сложным? «Мне трудно понять, когда дети бросают своих престарелых родителей, отрекаются от них, – ответила моя собеседница. – Кто-то ссылается на занятость, кто-то на то, что наши соцобслуживаемые сами в свое время не уделяли им должного внимания».
На прощанье Эльвира рассказала мне такую историю: недавно она приехала к бабушке, которую сама много лет назад оформляла на соцобслуживание. Та сильно постарела, плохо с памятью, так что заведующую не узнала. Но стала рассказывать, что одна хорошая женщина (это Умарова и была!) оформила ей соцработника, а то, говорит, меня бы и в живых уже не было, а так все радуюсь жизни и солнышку. Эльвира уверена – вот ради таких моментов и стоит работать.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ