Гараж или стоянка – вот в чем вопрос

 № 44 от 30 ноября 2018 года


В Госсовете РТ на днях рассмотрят вопрос о гаражах и стоянках для инвалидов во дворах многоквартирных домов. Основным докладчиком выступит депутат Госсовета РТ, председатель Татарской республиканской организации Всероссийского общества инвалидов Рифат Ганибаев.

Вопрос парковок для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата во дворах жилых домов регулируется статьей 15 Федерального закона «О социально защите инвалидов в РФ», где сказано: «Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм». На муниципальном уровне вопрос отведения инвалиду-автомобилисту земельного участка под установку металлического гаража регламентируется соответствующими подзаконными актами. Рифат Ганибаев, готовясь к докладу, отметил для себя некоторые основополагающие моменты. «Заметьте, – комментирует он, – в федеральном законе в первую очередь говорится о месте для строительства гаража не просто для хранения спецавтомобиля, а для технических и других средств передвижения. Это могут быть и хэндбайк – ручной велосипед для дальних поездок, и активная коляска с ободным приводном, и прогулочная коляска с рычажным приводом. А если человек с инвалидностью занимается спортом или социальном туризмом – это еще и спортивные коляски, разный инвентарь. К сожалению, сейчас наметилась тенденция, что людям с инвалидностью вблизи дома предлагаются только стоянки для спецавтомобилей. Понятное дело, что в таком случае невозможно хранить технические мобильные средства реабилитации: под открытым небом электроколяски просто могут прийти в негодность. Высока вероятность хищения таких технических средств, а цена их зачастую соотносима со стоимостью отечественного автомобиля .
Поэтому, если позволяют градостроительные нормы, для людей с инвалидностью, ведущих активный образ жизни, занимающихся спортом и социальным туризмом, и у которых, кроме спецавтомобиля, есть другие технические мобильные средства реабилитации, необходимо сохранить практику предоставления мест для строительства металлического гаража вблизи места жительства. Как правило, такое место выделяется в 50-метровой зоне от подъезда жилого дома».
Председателю ТРО ВОИ поступают многочисленные обращения и жалобы инвалидов: оформление земельного участка, а также пролонгация прежних документов занимает много времени и материальных средств. Ведь человеку «на группе», чтобы оформить такое разрешение, нужно обратиться в отдел коммунального хозяйства района, в пожарную службу, санэпидемстанцию, земельный комитет, кадастровый отдел. Все эти учреждения находятся, как правило, в разных зданиях, которые зачастую не приспособлены для маломобильных граждан. Кроме этого, надо заплатить за справки и оформление документов в общей сложности более четырех тысяч рублей.
Рифат Ганибаев предлагает вопросы оформления места под установку металлического гаража решать по принципу «одного окна» через многофункциональные центры: человек с инвалидностью подает заявление, а далее в рамках межведомственного взаимодействия проходит экспертная работа соответствующих структур. И там же – в МФЦ – в конечном итоге выдавать разрешительные документы.
Как правило ведомства взимают плату за проведение экспертизы и при оформлении земельного участка под гараж. В свою очередь, муниципалитеты также оформляют только платную аренду места под гараж.
– Полагаю, такая практика не совсем гуманна, – считает Рифат Ганибаев. – Все-таки в гараже хранятся специальный автомобиль и другие технические мобильные средства реабилитации инвалида, которые заменяют ему ноги. Разве это правильно – взимать плату за свободу передвижения? К тому же это никак не вяжется с принципами и духом федеральной госпрограммы «Доступная среда». А ведь спецавтомобиль и ТСР как раз во многом способствуют тому, чтобы человек с инвалидностью ощутил всю прелесть свободного передвижения в приспособленной для него инфраструктуре.
Конечно, есть немало объективных моментов – слишком тесная дворовая территория, обширные подземные коммуникации, когда по градостроительным нормам невозможна установка металлического гаража. Тогда выход один – выделение во дворе дома стоянки под спецавтомобиль.
Практика предоставления таких мест существует уже не один год, но она пока не совсем отработана. «Скажем, одному инвалиду с поражением опорно-двигательного аппарата из Бугульмы выделили во дворе дома стоянку под спецавтомобиль, – рассказывает председатель ТРО ВОИ. – ЖЭУ заказало знак «Инвалид», чтобы это парковочное место было закреплено за конкретным человеком, и... предложило инвалиду этот знак выкупить самому за 1650 рублей! Не менее хлопотным делом оказалось оформление стоянки для спецавтомобиля для инвалида-колясочника 1 группы Андрея Чугунова из Казани. После долгих обследований и согласований ему предложили такое место... во дворе соседней многоэтажки, утверждая, что вблизи его дома выделить такое место «не представляется возможным». Как инвалид на коляске может преодолевать расстояние в 150-200 метров, например, после снегопада? Этот момент чиновники даже не брали во внимание. Пришлось Андрею от такого предложения отказаться».
Чтобы упростить процедуру оформления места под стоянку спецавтомобиля, Рифат Ганибаев предлагет также проводить ее по принципу «одного окна» через МФЦ и без взимания платы за такое оформление. Он считает целесообразным выделять такие места в максимальной доступности от подъездов жилых домов, где проживает человек с инвалидностью. Ведь в отличие от мест под гараж для спецавтомобиля и ТСР человека с инвалидностью, когда учитывается, что под гаражом не должны проходить электро-, газо- и водокоммуникации, здесь таких ограничений нет. По градостроительным и санитарным нормам минимальное расстояние –15 метров от жилого строения. Но оно может варьироваться с учетом принципа разумности в сторону увеличения, с учетом особенностей инфраструктуры придомовой территории.
Владимир ГАРАНИН