Творческие фантазии рукодельницы

 № 44 от 30 ноября 2018 года


Что нужно для того чтобы, вышить красивый узор? Иглу да золотые руки! И если первое можно купить, то второе может подарить только природа. А бывает так, что мастерство передается по наследству, как это получилось у Светланы Исламовой из Заинска.

– Мои родственники по материнской линии – из Белоруссии, а белорусская земля издревле славилась рукодельницами, – рассказывает мастер художественной вышивки. – Из поколения в поколение передавались навыки и некоторые тайные хитрости прикладного искусства. Моя прабабушка Степанида научила художественному рукоделию бабушку Анастасию Демьяновну, а та в свою очередь – мою маму Евгению Петровну Казанцеву. Мама шила и вышивала театральные костюмы, а я ей помогала. Ее изделия демонстрировались даже в Доме моделей в Минске. Вспомните советские времена – тогда и тканей-то толком никаких не было, сидели, кроили, выдумывали из того, что есть. 
После мама Светланы познакомилась с мужчиной с Урала и вышла за него замуж. Он не хотел ехать в Белоруссию, она – на Урал, решили обосноваться посередине – в Заинске. Света в то время уже заканчивала школу. Потом поехала в соседнюю область – в Куйбышев учиться на художника-модельера. Навык, который вырабатывала с детства, подтвержденный теорией и дипломом, с успехом применяла на Заинской швейной фабрике, куда она устроилась художником по костюмам. Евгения Петровна работала там же вышивальщицей.
Через какое-то время судьба забросила Светлану работать в детский садик воспитательницей. И здесь свои художественные таланты применяла на все сто: с детишками и лепили, и рисовали, стены садика разукрашивали и бассейн декорировали.
На самом деле человек, имеющий художественный вкус и навыки прикладника, может работать в разных техниках. Светлана хорошо рисует, вышивает, создает изделия из фоамирана, оформляет свадебные залы. Причем в основном берет все «из головы» – фантазия работает дай боже! Говорит, может что-то и в интернете подглядеть, но все равно творчески переосмысливает.
В лихие девяностые, когда заработки у многих педагогов обрушились до такого уровня, что жить на них было невозможно, Светлана подалась в бизнесмены. Но работа «купи-продай» творческой натуре оказалась ну совсем неподходящей. Чуть позже услышала про программу самозанятости населения, и ее осенило: а что если открыть собственный салон художественной вышивки?
– К этому смелому шагу меня подвиг один случай, – вспоминает Светлана те времена. – Как-то одному человеку мне надо было сделать подарок. Тот попросил тюбетейку, но чтоб не плотная была, а легкая, летняя. Я взяла китайскую простенькую тюбетейку, расшила ее бисером – сделала «конфетку», головной убор смотрелся уже совершенно по-другому. Вот это меня и натолкнуло на мысль изготавливать такие изделия массово. Я пошла в центр занятости населения, встала на учет. Попала в программу самозанятости. На выделенные деньги взяла вышивальную машину, программное обеспечение к ней. Сняла помещение, открыла салон. Вышивала тюбетейки, полотенца, предметы интерьера, одежду, могла и логотипы различные наносить и рисунки на футболках и майках.
Мои изделия демонстрировались и на Спасской ярмарке в Елабуге, и на празднике «Каравон» в селе Никольском Лаишевского района, других городских выставках и ярмарках. Изделия неизменно привлекали внимание всех посетителей, побывали в руках и Шаймиева, и Минниханова – лично знакомились с моими творениями. Потом я серьезно заболела и поняла – с любимым делом придется расстаться. Ведь если ты занемогла – надолго выпадаешь из привычного ритма. А аренду, налоги платить надо, пенсионные взносы тоже. Кого-то ставить на замену – ведь руки свои не отдашь, голову свою не поставишь. Недуг довел меня до бессрочной инвалидности 3 группы. Салон свой была вынуждена закрыть.
Сейчас Светлана, конечно, продолжает рукодельничать на дому – для себя или для знакомых что-то изготавливает. Случаются и разовые заказы – скажем, свадебный зал красиво оформить.
Была мысль трудоустроиться в заинский Дом детского творчества, заниматься прикладным творчеством с детишками – ей это так нравилось в бытность свою в детском садике! Увы, реалии сейчас таковы, что туда принимают только с высшим образованием. Это непременное условие, будь ты хоть семи пядей во лбу, знаешь и работаешь во многих техниках – это не берется во внимание.
– Я понимаю, что у них такое положение, руководство не виновато – с них требуют, чтобы у персонала у всех за плечами был вуз, – комментирует эту странную ситуацию Светлана. – Куда мне идти учиться – 50 лет уже, у меня и денег нет на учебу. Знаю, в Детский дом творчества приходят молодые специалисты с корочками профильного вуза. Но они еще «зеленые», их самих надо еще многому учить на практике, опыт ведь приходит с годами. Я всегда говорю: если вы хотите сделать розу из ткани, 100 штук надо изготовить, и лишь 101 получится красивая. В любом деле, особенно в прикладных делах руки должны быть набиты, глаз наметан. Это как у портных: начинающие тщательно все вымеряют и потом только кроят ткань, а опытные – сразу «на глаз» режут, и у них все отлично выходит.
...Внучка Светланы Исламовой Влада с интересом наблюдает, как бабушка корпит над созданием разных красивых штучек. Бывает, что и помогает. Вот и следующее поколение перенимает художественный опыт предков, не прерывается связь времен...
Владимир ГАРАНИН