Не ждать, пока подросток «созреет» для выбора профессии

 № 1 от 11 января 2019 года


Каждый волен выбирать свою профессиональную траекторию сам. Но самый важный вопрос сегодня, возможно, не «Куда пойти учиться?», а «Смогу ли я после учебы устроиться на работу?» Между тем из-за стереотипов, существующих в обществе, ориентации семьи на «модные» специальности молодые люди часто выбирают профессии, очень далекие от их склонностей и способностей, а главное – потребностей рынка труда. Сориентировать школьников в многообразии профессий и помочь им принять правильное решение, чтобы впоследствии, став молодыми специалистами, они не испытывали сложностей с трудоустройством, призвана профориентация, которая является одним из важных направлений деятельности службы занятости республики.

В рамках подпрограммы «Популяризация рабочих и инженерных профессий в РТ на 2014-2020 годы» центры занятости населения республики реализуют интересные профориентационные проекты. Их цель – формирование у учащихся школ осознанного подхода к выбору профессии. Так, проект «Профориентационный кинотеатр «Ориентир» Елабужского центра занятости населения включает в себя целый комплекс мероприятий для несовершеннолетних: от детсадовцев до выпускников школ. Это и групповые профориентационные занятия на базе городского кинотеатра «Иллюзион» с просмотром документальных видеофильмов о профессиях на большом экране, и экскурсии старшеклассников по профильным маршрутам, и групповые занятия с учащимися начальных классов и детьми дошкольного возраста. Сюда же входят конкурсы рисунков, социальных проектов, фотографий и видеороликов о профессиях. ЦЗН наладил тесное сотрудничество с предприятиями Особой экономической зоны «Алабуга», муниципальными организациями, общеобразовательными школами и дошкольными учреждениями района. Общая численность участников мероприятий проекта в 2015-2018 годах – более 18 тысяч человек. «Долгосрочная реализация этого проекта позволяет год за годом следить за развитием профессиональных склонностей каждого ребенка, начиная с младших классов, – отмечает директор Елабужского ЦЗН Юлия Демина. – Комплексный подход помогает решать проблемы по личностному и профессиональному самоопределению школьников в соответствии с их возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда». 
Для старшеклассников здесь даже проводятся он-лайн беседы по скайпу с представителями организаций и предприятий. Что же касается экскурсий, которые позволяют школьникам увидеть профессии «изнутри», получить непосредственное представление о тонкостях и нюансах разных специальностей, то тут специалисты центра основной упор делают на предприятия резидентов ОЭЗ «Алабуга». В прошлом году на таких обзорных экскурсиях побывали более 2240 старшеклассников, многие посетили ООО «Форд Соллерс Елабуга».
А в Заинске вот уже четыре года работает профориентационный проект «Proff-навигатор», в который вовлечены 3890 учащихся. По словам директора районного центра занятости Екатерины Андреевой, изначально проект предполагал проведение трех видов мероприятий: киносеансов, экскурсий по предприятиям города, а также организацию единого Дня профориентации. Но подключились новые партнеры, которые так же, как и специалисты ЦЗН, заинтересованы в формировании системного подхода к профориентации школьников. Так, благодаря участию управления образования «Proff-навигатор» обогатился мероприятиями для малышей из детских садов. Серия встреч получила общее название «Калейдоскоп профессий». Дети с удовольствием участвовали в викторинах о профессиях. После анализа эффективности реализуемых мероприятий план дополнили новыми конкурсами, расширили содержание бесед, включили просмотр мультфильмов о профессиях «Навигатум». Для детей школьного возраста до 6 класса организовали конкурс «Дерево семейных профессий». Наградой для самых активных стала поездка в казанский детский город профессий «Кидспейс». Дети вернулись с восторженными эмоциями, знанием и практическим опытом десятка профессий.
Новой вехой стало тесное сотрудничество с Заинским политехническим колледжем. Это партнерство дополнило ставшие традиционными экскурсии на предприятия города. После общения с заводчанами и знакомства с производственными площадками ребят привозили в колледж, показывали мастерские и полигоны ресурсного центра. Получился полный профориентационный цикл: ребята видели, какую работу и в каких условиях может предложить город, что предотвращало возможное разочарование в профессии после долгих лет учебы, и понимали, где и на кого можно учиться, не покидая родной район.
В Бугульминском центре занятости уделяют большое внимание целенаправленной профориентационной работе с детьми-инвалидами, прежде всего, воспитанниками реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Возрождение». При этом учитывается множество факторов: тут и позиция родителей, учет состояния здоровья ребенка, соотнесение его с требованиями профессии, поддержка со стороны педагогов, знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей. По словам директора ЦЗН Натальи Казановой, акцент делали на оказании помощи по всестороннему развитию личности, активизации самих подростков в процессах определения себя, формированию положительного отношения к себе, расширению представления учащихся о современном рынке профессий. В рамках Соглашения о совместной деятельности центром занятости населения и реабилитационным центром «Возрождение» был разработан комплексный план мероприятий по вопросам профессиональной ориентации и трудоустройства детей на 2017-2018 годы. В соответствии с ним для детей-инвалидов, проходящих курс восстановления в «Возрождении», проводились профтестирования ребят в возрасте от 14 лет и старше. Полученные результаты обсуждаются с родителями, определяются учебные заведения, в которых возможно обучение детей.
Большое значение специалисты ЦЗН придают таким формам профориентационной работы, эффективность которых давно доказана. Среди них – встречи с выпускниками, добившимися профессиональных успехов в различных сферах деятельности, экскурсии в профессиональные образовательные организации, на предприятия города. Для подростков организуют просмотр документальных и художественных кинофильмов и мультфильмов в рамках кинотеатра «Калейдоскоп профессий», потом под руководством сотрудников центра занятости ребята изучают справочные и специализированные материалы, где раскрывается содержание профессий. Результат выстроенной системы профориентации – успешное трудоустройство выпускников на предприятия города и района, а также летняя трудовая занятость в каникулярный период, которая организуется в рамках Программы содействия занятости Бугульминского района.
«Эта многоплановая работа ведется непрерывно, – подчеркивает Наталья Казанова. – Наши специалисты не ждут, когда подросток самостоятельно «созреет» для самоопределения, чтобы только тогда начать профориентацию, – напротив, наша цель как раз в том и состоит, чтобы подготовить подростка к такому «профессиональному созреванию».
Ирина ЧУДНОВСКАЯ

 

 

Клара ТАЗЕТДИНОВА, заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ
Одной из превентивных мер, способствующих сбалансированности спроса и предложения на рынке труда, является целенаправленная работа по содействию школьникам в профессиональном самоопределении. В 2018 году государственную услугу по профессиональной ориентации получили 102 тысячи человек, из них 76,7 тысячи – учащиеся образовательных организаций. Профориентационная работа со школьниками младше 14 лет проводится в рамках проектной деятельности по целевой программе «Популяризация рабочих и инженерных профессий в Республике Татарстан на 2014-2020 годы». В 2014-2017 годах были реализованы 58 профориентационных проектов в 27 муниципальных образованиях с охватом почти 50 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. В 2018 году реализация профориентационных мероприятий продолжилась: в министерство поступили 33 проекта от 28 муниципальных образований республики. Некоторые из них реализуются, начиная с 2014 года, другие направлены впервые. Большинство из представленных проектов поддержаны, прежде всего такой значимый, как Молодежный форум «PROFДвижение» в Набережных Челнах.