На рынок социальных услуг вышли НКО

 № 1 от 14 января 2019 года


Государство открыло для некоммерческих организаций рынок социальных услуг. Многие жители республики, прежде являвшиеся клиентами государственных учреждений соцобслуживания, беспокоятся, не обернется ли это полной коммерциализацией? Способны ли НКО предоставлять такие же качественные социальные услуги?

По словам заместителя министра труда, занятости и социальной защиты РТ Юлии Абдреевой, такое новшество непременно пойдет во благо всем – и поставщикам, и получателям услуг. «Сегодня одним из приоритетных направлений долгосрочной политики государства является эффективное взаимодействие органов государственной власти с НКО, – комментирует замминистра. – Механизмы доступа негосударственного сектора к социальным услугам прописаны в Федеральном законе №442 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», действующем с 1 января 2015 года. Именно в нем отражено, что в реестр поставщиков соцуслуг могут вступать все юридические лица, в том числе НКО. Поставщики получают от государства компенсацию за оказанные гражданам услуги трех типов: стационарные, полустационарные и надомные. В перечень входят бытовые, юридические, психологические и другие услуги».
Таким образом, речь идет не об отказе государства от своих обязательств, а о передаче части социальной работы тем организациям, которые могут выполнить ее более качественно и эффективно. Конкуренция нужна для развития, для повышения качества услуг, появления их новых видов, она дает возможность для инноваций. У НКО есть мотивация оказывать те услуги, которых пока еще нет на рынке госуслуг. Они способны заполнить образующиеся ниши: у них есть заинтересованность, потенциал и свобода для эксперимента. Что же касается граждан, то у них появляется возможность получать услуги сверх минимума, который им гарантировало государство.
Конечно, со стороны государства было бы опрометчиво просто кинуть клич: «Некоммерческие организации, приходите оказывать социальные услуги!» Ведь их надо стимулировать к работе в этом направлении, обучать, сопровождать методически. Министерство совместно с Общественной палатой РТ регулярно проводило встречи с некоммерческим сектором: разъясняли законодательство в области социального обслуживания, обсуждали самый широкий спектр вопросов: от финансовых до кадровых. Только в прошлом году 800 представителей социально ориентированных НКО приняли участие в круглых столах, семинарах, которые организовал Ресурсный центр развития и дополнительного образования институтов гражданского общества «Перспектива» в Набережных Челнах. Таким образом, в республике формируются все условия для комфортного развития и повышения конкурентоспособности НКО в сфере предоставления социальных услуг.
На сегодняшний день в Реестр поставщиков социальных услуг Минтрудсоцзащиты РТ включены 19 негосударственных организаций. Много это или мало? Если учесть что в 2016 году их было всего три, то рост очень значительный.
Первой из таких организаций в республике стала Автономная некоммерческая организация «Центр социальной помощи «Шатлык» в Заинске. «Она создавалась на основе социально-реабилитационного отделения КЦСОН, в итоге оказалась в выигрышном положении: уже имелись прекрасные условия для клиентов и штат высококвалифицированных специалистов, наработанная клиентская база, – комментирует начальник Заинского отдела соцзащиты Эльмира Хузина. – С вхождением в Реестр поставщиков никаких сложностей не было. Все консультации, связанные с подготовкой пакета документов, мы взяли на себя, оказали юридическую помощь по утверждению устава, составляли планы совместной работы, ставили задачи. После включения в Реестр было заключено соглашение между НКО и Минтрудсоцзащиты РТ, в котором прописан размер гранта для предоставления субсидии из бюджета РТ на возмещение затрат поставщику соцуслуг, условия и порядок его выделения, ответственность сторон».
По словам директора АНО «Центр социальной помощи «Шатлык» Гузель Курбатовой, преимущества работы в новом правовом поле видны: услуги организации все более востребованы, география клиентов расширяется, есть возможность привлекать специалистов, которые не предусмотрены в штате госучреждений. Нет и ограничений в предоставлении этих услуг – теперь ими могут воспользоваться не только пожилые люди и инвалиды, а все желающие. Так, в прошлом году за получением платных медицинских и социальных услуг в АНО обратились 830 человек из числа работающего населения, в итоге в копилку организации поступило 2,7 миллиона рублей. «Шатлык» заключил договора с благотворительными фондами республики, и они присылает сюда клиентов на оздоровление. «Статус НКО позволяет использовать потенциал спонсоров в гораздо большем объеме, и это еще один плюс, – отмечает Гузель Курбатова. – Так, за последние три месяца нам подарили несколько десятков комплектов постельного белья, полотенец, оплатили дополнительные услуги для инвалидов. Что же касается возмещения затрат за предоставление соцуслуг со стороны Минтрудсоцзащиты, то все средства выделяются стабильно, без задержек».
Некоммерческий сектор сегодня активно включается в решение актуальных задач, стоящих перед обществом и государством, в том числе в сфере социальных услуг. Есть положительные результаты, значит, работа в этом направлении будет продолжена.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ