Сопровождаемое проживание: новый этап

 № 1 от 11 января 2019 года


Социальное обслуживание инвалидов в Татарстане развивается по вектору предоставления стационарозамещающих услуг. В числе новых направлений – сопровождаемое проживание людей с ментальными нарушениями на дому и в небольших социальных группах.

– Такая практика развита в большинстве европейских стран и позволяет человеку с ментальной инвалидностью по достижении совершеннолетия жить в благоприятной для него обстановке, а не переходить в психоневрологический интернат, – комментирует начальник отдела методологии социального обслуживания Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан Анжелика Валеева. – Большой плюс сопровождаемого проживания в том, что инвалид может получать социальные и образовательные услуги в условиях, максимально приближенных к домашним. Эта технология призвана решить и проблему подготовки к самостоятельной жизни детей-инвалидов, проживающих в интернатных учреждениях. Ведь чем более выражены физические и ментальные нарушения, тем менее у них развиты самые элементарные навыки. В дальнейшем это приводит к трудностям в получении профессионального образования и трудоустройства, в организации самостоятельного проживания.
Технология внедряется сейчас в 21 субъекте Российской Федерации. В Татарстане в 2018 году шел подготовительный этап по реализации пилотного проекта по сопровождаемому проживанию инвалидов с ментальными нарушениями. В нем были задействованы 6 психоневрологических интернатов, 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей. Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ разработало план («дорожную карту»), в котором нашли отражение все направления деятельности. В их числе – мероприятия по обучению участников проекта социально-бытовым навыкам, развитию и сохранению навыков самообслуживания, создание условий для обеспечения возможности получения инвалидами основного общего, профессионального и дополнительного образования, а также организация постоянной занятости в дневное время.
– Среди получателей социальных услуг провели тестирование, – рассказывает Анжелика Валеева. – Причем, в детских домах-интернатах охватили ребят от 16 до 20 лет, во взрослых – от 20 до 30 лет. Так определили круг лиц, способных усвоить социально-бытовые навыки и в перспективе проживать самостоятельно. В целевую группу вошел 41 получатель социальных услуг.
Специалисты интернатов начали работать по программе социально-бытовой адаптации, которая включает в себя занятия по обучению участников проекта навыкам проведения гигиенических процедур, приготовления пищи, уходу за одеждой и обувью. Уделили большое внимание ведению семейного бюджета, культуре поведения в транспорте и общественных местах. В учреждениях оборудованы тренировочные комнаты: здесь подростки и молодые люди учатся пользоваться бытовой техникой, готовить пищу, сервировать стол.
Так, подопечные Дербышкинского дома-интерната для умственно отсталых детей под присмотром сотрудников стирают и гладят свою школьную форму, уже научились готовить несложные блюда. Два раза в месяц в сопровождении воспитателей ребята ходят в магазины, аптеку: это помогает развивать их коммуникативные навыки. «Мне очень понравилось самой делать покупки, – говорит 17-летняя Карина М. – Я купила шоколадку и печенье, сама за них заплатила».
В каждом из учреждений, задействованных в проекте, созданы условия для организации сопровождаемой дневной занятости: работают швейные и столярные мастерские, а летом участники проекта трудятся в теплицах. Так они осваивают новые трудовые навыки, учатся работать в команде. В ходе подготовительного этапа удалось трудоустроить 10 человек: 8 подопечных Зеленодольского ПНИ взяли в «Горводзеленхоз» рабочими зеленого хозяйства, двоих ребят из Казанского ПНИ – в компанию ООО «Витара» официантами.
– Особое внимание мы уделяем получению инвалидами основного общего, профессионального и дополнительного образования – это даст им необходимую базу для дальнейшего успешного жизнеустройства, – подчеркивает Анжелика Валеева. – Благодаря проекту впервые воспитанники детских-домов интернатов для умственно отсталых детей поступили в профессиональные училища.
Так, трое ребят из Дербышкинского интерната учатся в строительном колледже. Уже используют приобретенные навыки: делают у себя в комнатах косметический ремонт. Воспитанники могли познакомиться с профессиями на ярмарке вакансий, которая прошла в Казанском колледже малого бизнеса и предпринимательства. Они смогли узнать, что включает в себя работа кондитера, повара, пекаря, портного. Посмотрели, как плетут изделия из лозы, вяжут крючком.
Сопровождаемое проживание является альтернативой интернату. Это качественно новый подход к организации жизнедеятельности людей с ментальными нарушениями: инвалиды попадают в открытую социальную среду, достигается совершенно иное качество их жизни.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ