Процедура оформления ИПРА упростилась

№ 5 от 8 февраля 2019 года


В центральное правление Всероссийского общества глухих часто поступали жалобы от инвалидов по слуху и председателей региональных отделений на сложную, затяжную процедуру оформления индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА), которая требует многократного посещения медицинских организаций, сбора различных справок.

Действительно, работающим или пожилым неслышащим не так просто преодолевать весь бюрократический путь по оформлению ИПРА, ведь для этого требуется неоднократно отпрашиваться с работы, ходить в поликлинику, сдавать различные анализы, делать аудиограмму, брать справку о получении слухового аппарата, посещать непосредственно бюро МСЭ... Тем более что без ИПРА инвалиду по слуху не полагалось пользование услугами перевода жестового языка, и это создавало такой парадокс: глухой вынужден был без переводчика общаться с врачами. Все эти обстоятельства очень затрудняли оформление инвалидами по слуху ИПРА для получения полагающихся им услуг и технических средств реабилитации.
Сотрудники ВОГ и другие общественные организации инвалидов неоднократно представляли в Министерство труда и социальной защиты России предложения по упрощению процедуры оформления инвалидами документов, касающихся медико-социальной экспертизы, в том числе и по оформлению документов в электронной форме.
И вот наконец Правительство РФ своим распоряжением от 28 ноября 2018 года № 2611-р расширило перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными организациями в электронной форме, включив в него отдельный подраздел «Медико-социальная экспертиза». Этот документ, вступивший в силу 11 декабря 2018 года, согласован с ВОГ и другими организациями, и его реализация должна дать положительные результаты.
Теперь через портал Госуслуг в личном кабинете пациента «Мое здоровье» можно подавать заявления о предоставлении услуги по проведению МСЭ в соответствующих федеральных госучреждениях и прилагать к ним документы. Очень важно, что есть обратная связь – МСЭ через портал может направлять приглашения для проведения экспертизы, а по ее итогам заявитель получает многие документы тоже в электронном виде. Например, индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (в том числе ребенка), программу реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, заключение об установлении причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профзаболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и так далее. Кроме этого, можно получить заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) родственника или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, справки о результатах экспертизы.
Многим людям с инвалидностью эта новая услуга сильно облегчила жизнь, минимизировав «скитания» по кабинетам. Председатель Татарского республиканского отделения Всероссийского общества глухих Венера Матяш рассказала, что госуслуги Татарстана и России через интернет пользуются большой популярностью среди грамотных неслышащих людей. «К сожалению, таких у нас мало, – призналась лидер общества глухих республики. – Пользуются этими услугами, например, студенты Казанского государственного технического университета (КАИ), и современные люди, которые дружат с IT-технологиями. Но, в основном, глухие ходят во все ведомства вместе с переводчиком русского жестового языка. До разработки ИПРА, куда вносится соответствующая запись, неслышащие действительно не могут бесплатно воспользоваться услугами сурдопереводчика. Им приходится из своего кармана оплачивать эти услуги: в бюро без переводчиков нас не принимают. Инвалидам по слуху очень сложно и тяжело посещать врачей без переводчика. Учитывая, что в Татарстане на одного сурдопереводчика приходится около 100 неслышащих, многие глухие «сидят» в очереди за услугами перевода РЖЯ, теряя драгоценное время. Так что новая госуслуга, которую можно получить через интернет, в какой-то степени снимает эту проблему».
Владимир ГАРАНИН