Проблема с парковками не теряет остроты

№ 9 от 15 марта 2019 года


В последнее время ведется активное обсуждение горячей темы – парковки для инвалидов и тех, кто перевозит детей-инвалидов и взрослых инвалидов. В фокусе разговоров, переходящих в споры, казанские муниципальные платные парковки и обычные – у магазинов, учреждений, организаций, обозначенные соответствующими знаками. Но в основном камнем преткновения становятся муниципальные платные парковки.

Само собой, инвалиды всех групп и категорий – опорники, соматики, незрячие, неслышащие, получившие именные знаки «Инвалид» в бюро МСЭ – доказывают свою правоту: им положена бесплатная парковка. Осенью прошлого года мы уже писали, что с 4 сентября приказом Минтруда РФ утвержден новый порядок выдачи опознавательного знака «Инвалид» для индивидуального использования. Он имеет на лицевой и оборотной стороне знака информацию о «держателе» этого документа: фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию и номер справки об инвалидности, группу инвалидности, срок, на который установлена инвалидность. Спору нет – у инвалидов законные требования.
Да, – отвечают им чиновники Казани, – бесплатно парковаться на муниципальных парковках вы можете, но на специально отведенных местах для инвалидов. Но они зачастую заняты – другими инвалидами (кто успел, тот и «съел») или просто недобросовестными автомобилистами, приходится ставить свой автомобиль со знаком «Инвалид» на муниципальных парковочных местах общего пользования. «Карающие» органы производят фотофиксацию этих нарушений и присылают штрафы: 2500 рублей. Как тут быть – парковки ведь не резиновые?
По официальным данным, в Казани около трех тысяч мест на муниципальных парковках, десять процентов из них – бесплатные для инвалидов. В свое время исполком Казани вел реестр парковочных разрешений, в который было включено более 5100 автомобилей инвалидов 1 и 2 групп. С 1 ноября 2018 года этот реестр как противоречащий федеральному законодательству упразднили. Но о чем говорит цифра в пять с лишним тысяч? Что количество только зарегистрированных автолюбителей-инвалидов почти в два раза больше, чем самих мест на муниципальных парковках!
Как уже отмечалось, сейчас через бюро МСЭ выдаются такие именные знаки – абсолютно всем инвалидам, кто передвигается на авто сам или ездит с кем-то. Казалось бы, гуманно – дать возможность людям, у которых тот или иной недуг, беспроблемно парковаться там, где хочется. Но тут хочется обратиться к предыстории вопроса.
В советские времена на спецавтомобилях с ручным управлением был не нынешний «безликий» знак – колесо-человечек, а другой – круг с треугольником, в котором красовалась буква Р. И машины с таким знаком тоже имели некоторые преференции, в том числе управляющий им водитель мог парковаться под знаками «остановка и стоянка запрещены». Буква «Р», понятное дело, обозначала, что авто оборудовано ручным управлением. То есть водить его мог только человек, у которого проблемы с ногами, – опорник или колясочник, которому реально тяжело передвигаться, особенно в большинстве регионов России в осенне-зимне-весенний период. Конечно, ведь для них и парковки ближе ко входу в организации, учреждения или даже на любых участках дорог – жизненная необходимость.
И что же получается сейчас? Эта законодательная «вольница», когда парковаться на местах для инвалидов разрешено всем, у кого есть «розовая» справка, создала такой вот коллапс: когда в очередь на спецпарковку выстроились и те, кому действительно тяжело передвигаться, и те, у кого иные проблемы со здоровьем, но при этом они все-таки могут шагать километрами без устали, пусть даже с сопровождающим. Особенно непонятна позиция тех, кто перевозит инвалидов, которые больше всех ратуют за парковочные льготы. Ну да, прекрасно: привез инвалида, довел или довез его до нужного места, пусть даже на это потребуется минут 15-20, вышел и будь любезен – парковочное спецместо освобождай! Видимо, этот момент надо как-то прописать в ПДД. А то ведь повесят выданный через МСЭ знак «Инвалид» и бравируют: перевожу же инвалида, чего придираетесь?
Реформа с выдачей знака через МСЭ, когда было разрешено выдавать его и инвалидам 3 группы – самой многочисленной среди автомобилистов, в итоге привела еще к большей проблеме со спецпарковками. В Казани и некоторых других городах отменили реестры парковочных разрешений, который был некоторым «сдерживающим» фактором, хотя и незаконным, теперь парковаться на местах для инвалидов могут абсолютно все, кто получил знак «Инвалид». И кажется, по нынешнему законодательству все правильно, а по сути – законодательство советской поры, когда льготу давали именно безногим автомобилистам, было все-таки разумнее и справедливее.
Владимир ГАРАНИН