Трудные задачи решать интереснее

№ 20 от 7 июня 2019 года


Все, кто знает директора Нижнекамского КЦСОН «Милосердие» Лейлу Ахмадишину, непременно отмечают ее отзывчивость, неформальный подход к работе и, конечно, профессионализм. В учреждении она трудится более 20 лет. Опыт накоплен огромный, да и воспоминаний столько, что хватит на целый роман.

– Профессия социального работника сегодня на слуху, она уважаема, – рассказывает Лейла Ахмадишина. – Работать в социальной сфере престижно, интересно, но оглядываясь назад, могу сказать, так было не всегда. В 1998 году я оказалась в районном отделе социальной защиты: строительные предприятия закрывались, пришлось искать себя в другой сфере. Принимала меня на работу тогдашний начальник отдела Мархаба Фаскеева. Узнав, что я закончила КИСИ и по профессии инженер-строитель, сказала: «Строители нам тоже нужны, возведем что-нибудь для пожилых людей на селе».
Приняли ее заведующей отделением срочной помощи. Два отделения социальной помощи на дому уже работали. Коллеги-заведующие «обрадовали»: район «маленький» – всего 15 сельских поселений. Это 64 деревни и поселок Камские Поляны с населением 17 тысяч человек.
И вот она, городская жительница, начала познавать азы деревенского уклада жизни пожилых людей. С чего начать? Опять помог случай. В то время шла замена старых удостоверений «Ветеран труда» на новые. Это было ее своеобразное боевое крещение. Пришлось сразу окунуться в изучение законов: нужно было уметь отвечать на вопросы, а их было немало. Объехав все населенные пункты, узнала весь район, познакомилась с руководителями сельских поселений, но самое главное – узнала, чем живут и дышат сельчане.
Лейла Завдатовна вспоминает: милых сельских бабушек и дедушек не полюбить было нельзя. Всем, кто нуждался, хотелось помочь. Училась работать с людьми – выслушивать, находить пути решения проблем. «Работы в отделении срочной помощи было выше крыши в буквальном смысле, – рассказывает директор. – У многих стариков дома были ветхие, построенные в послевоенное время, их заносило снегом. Так, в селе Макаровка в хлипкой хибарке жили две пожилые сестры. Не раз после зимних вьюг мы с утра направлялись к ним, чтобы откопать из-под наметенных сугробов. Другая бабуля в селе Шереметьевка обитала в таком ветхом доме, что у нее через стену было видно улицу! Зимой она залезала на теплую печку и так старалась согреться». Благодаря сотрудникам центра соцобслуживания, и в первую очередь, самой Лейлы Ахмадишиной, удалось найти спонсоров. Дом отремонтировали, бабушка жила еще много лет в теплой избе. Таких одиноких в селах было немало, газ им долго не проводили. Приходилось помогать дровами. А еще сотрудники центра дружно выезжали на уборку урожая, за это совхозы давали овощи, которые потом раздавали своим подопечным. «Благотворительность с 2000 года процветала, – вспоминает Лейла Ахмадишина. – Наши обращения с письмами о помощи всегда имели конкретное продолжение: денежная помощь, продукты питания, товары, стройматериалы, рабочие руки – все шло в помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким старикам. В 2002 году, когда создали районный Центр социального обслуживания населения, мне поручили его возглавить».
Возникла новая задача – объединить коллектив, сделать его союзом единомышленников. Выбрала путь коллективной ответственности всех работников за порученное дело. А для этого все изменения, инновации, планы на будущее выносились на всеобщее обсуждение. Постепенно открывались новые отделения, появились новые должности: психологи, социальные педагоги, инструкторы по труду, в Камских Полянах выделили помещение для отделения помощи семье и детям. Осталось привести это здание в порядок, но самое главное – донести до родителей и детей, что здесь помогут. «Опять объезжаем села и деревни, взяли на контроль все многодетные семьи, одиноких матерей, – вспоминает Лейла Ахмадишина. – Больно было смотреть на ребятишек, чьи родители любят выпить. Таким горе-родителям мы не давали покоя. Вызывали к себе, сами ездили к ним. Устраивали утренники детишкам, школьников одевали к школе. Тесно работали с органами опеки, иногда забирали детей в приют. Сейчас эти ребята выросли, но до сих пор с некоторыми поддерживаем дружеские отношения. В том, что они живы, здоровы, у них свои семьи, есть и наша заслуга».
В 2005 году Ахмадишина стала директором городского центра соцобслуживания «Милосердие». В штате учреждения было более 300 человек, работали 19 отделений, внедрялись республиканские пилотные проекты. Жизнь кипела: появились новые направления, увеличивалось количество подопечных, объединились городской и районный центры соцобслуживания. Сейчас в «Милосердии» получают социальные услуги более 1500 граждан. Сегодня нет такой проблемы в жизни пожилых людей и инвалидов, которую бы не могли решить специалисты учреждения. Одними из первых в Нижнекамске в «Милосердии» сформировали доступную среду, в числе первых в республике создали «Мобильные бригады» для надомного обслуживания пенсионеров. И за всем этим в первую очередь, конечно, стоит личность директора – человека, которые не боится экспериментировать, всегда учится новому, ведет за собой коллектив.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ