Школы бывают разные, в том числе – кулинарные...
№ 23 от 28 июня 2019 года
Два раза в неделю в Верхнеуслонском доме-интернате для престарелых и инвалидов работает «Кулинарная школа», где в роли повара может попробовать себя каждый проживающий. Эту эффективную социально-реабилитационную технологию, которая включает в себя целый комплекс занятий по социально-бытовой адаптации, в интернате внедрили в прошлом году.
На удивление, склонные к консерватизму пожилые люди отнеслись к новшеству с большим интересом – уже первые занятия собирали по 10 жильцов. Сейчас их количество увеличилось вдвое, приходят даже маломобильные получатели соцуслуг – и очень преклонного возраста, и молодые инвалиды. Сейчас работают 2 группы по 10 человек, которые инструктор по труду Марианна Жукова сформировала исходя из симпатий проживающих.
– Интернат рассчитан на 50 жильцов. Их средний возраст – 75 лет, – комментирует директор Танзиля Васильева. – Переехав в государственное стационарное учреждение, получатели социальных услуг быстро привыкают жить на всем готовом. А ведь это обедняет их жизнь. Поэтому мы отдаем предпочтение мероприятиям, которые позволяют жильцам восстановить утраченные навыки или овладеть новыми.
Жильцы каждую встречу в «Кулинарной школе» воспринимают как праздник, ждут, готовятся, стараются показать себя на уровне, поэтому и отдача от этой технологии особенно велика. «Я стараюсь разнообразить занятия – сегодня мы, например, учимся сервировать стол, завтра лепим пельмени или знакомимся с разными видами теста, – рассказывает Марианна Жукова. – Это позволяет поддерживать в тонусе разные формы двигательной активности проживающих, развивает и конкретные практические, и эстетические навыки».
На одном из занятий пекли сладкие бездрожжевые булочки. Под руководством Марианны Жуковой и специалиста по соцработе Юлии Ивановой «ученики» дружно просеивают муку, взбивают яйца с молоком, замешивают, добавляют, пробуют на вкус… Заправляет всем 42-летний колясочник Рафис Шафигуллин. Он получил травму позвоночника на стройке. В интернате, конечно, сначала затосковал страшно, но потихоньку вошел в ритм жизни учреждения. Появились увлечения, вот и кулинарией заинтересовался. Сейчас запросто печет пироги с разными начинками, угощает других жильцов. А для себя он любит нарезать какой-нибудь овощной салатик, заправить его оригинальным соусом – как оказалось, тут у Рафиса особый талант. Не заставили себя ждать и другие плюсы – начали лучше двигаться руки, подружился с остальными завсегдатаями занятий.
Другой активистке «Кулинарной школы», 67-летней Наиле Сатаровой учиться премудростями готовки с чистого листа не пришлось – до самого недавнего времени она жила дома, сама себя обслуживала. Потом стала жертвой черных риэлторов... В интернат пенсионерка прибыла в состоянии, близком к суициду. И тут уж главное – не оставлять человека один на один с печальными мыслями, выводить на позитив. С большим трудом сотрудники уговорили женщину просто придти посмотреть, как проходят занятия в «Кулинарной школе». Первое время сидела в уголке, а потом вдруг вызвалась украсить пирог – сплела из теста «косичку». Результатом была очень довольна – получилось красиво, все ее хвалили. Теперь Наиле Сатаровой особенно нравится делать печенье для юбиляров с вырезанными на них добрыми пожеланиями – от такого ноу-хау, направленного на формирование позитивного отношения к окружающим, в учреждении тоже видят хорошую отдачу.
По словам директора, с особым рвением «Школу» посещают женщины, которые проживают в интернате с мужьями: новые знания помогают им создать семейный уют, доставить готовкой радость своим «вторым половинкам». Сейчас в учреждении 5 семейных пар, в каждой уже вошло в традицию приготовление каких-то блюд к праздникам – это добавляет быту домашней обстановки.
– Моя задача – не просто сформировать или восстановить у пожилого человека определенный двигательный стереотип, а помочь решению целого клубка психологических проблем, – подчеркивает Марианна Жукова. – Каждое занятие построено так, чтобы можно было использовать комплекс методик – от библио- и трудотерапии до социальной анимации. В итоге реабилитационный эффект получается значительно выше.
Как это происходит на деле, рассказали сами члены «Кулинарной школы»: режут, замешивают, пекут и одновременно узнают от медсестры интерната Розы Лаврентьевой о пользе блюд, о специфике питания пожилых людей, вспоминают молодость, поют, читают стихи. И даже самая простая тема – скажем, заваривание чая – становится лишь поводом для того, чтобы вызвать у подопечных радостные эмоции, приятные ассоциации. Конечно, позитива добавляют и вкусные, сделанные своими руками блюда – булочки, например, получились, что надо.
Сейчас стоят прекрасные теплые дни. По инициативе Танзили Васильевой во дворе интерната оборудовали деревянную беседку: здесь подопечные могут на открытом воздухе готовить простые блюда из овощей, которые сами же выращивают на грядках.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ