warning: cal_days_in_month(): invalid date. in /home/m/mgtata/public_html/sites/all/modules/archive/archive.module on line 106.


Бардовская песня: вокальные данные здесь не главное

№ 24 от 5 июля 2019 года


Седьмой Межрегиональный конкурс бардовской (авторской) песни среди людей с инвалидностью имени Александра Лобановского в Сыктывкаре собрал более сорока участников из многих областей, краев и республик страны. От Татарстана в нем участвовали исполнитель Георгий Цыпцын, поэт Дамир Хайруллин и бард Антон Неймышев, который представлял песни на стихи Хайруллина. Авиаперелет нашим участникам обеспечила Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов.

Инициатор этого песенного форума, председатель Коми республиканской организации ВОИ Маргарита Колпащикова справедливо отметила, что подготовка к конкурсу проходит в течение полугода и ожидание, предвкушение этого события оказываются не менее яркими, чем сами дни выступлений, наполненные эмоциями, сопереживанием, полной творческой самоотдачей. Она призвала людей с гитарами выступать больше не для конкурсных оценок, а для зрителей, для души. 
Поддержал этот тезис и член жюри, известный в России и за ее пределами бард Леонид Сергеев: «Творческое счастье наступает тогда, когда начинаешь петь для себя, для своего удовольствия, просто потому что петь – нравится. Тогда и окружающим передастся это ваше состояние. А то, что в этом году в Сыктывкар приехало чуть меньше людей, чем в прошлые годы, – не беда. Конкурс – это живой организм, который не может все время оставаться в одной и той же форме, подобно человеку, он проходит кризисы и выходит на новый виток развития. Гораздо важнее соблюдение чистоты жанра. Признаки бардовской песни – искренность, доверительность и когда песня «западает в душу». Вокальные данные здесь не играют большой роли».
Однако в конкурсе участвовали в том числе исполнители с голосом, как говорится, от Бога. Такова Лариса Федорова. Когда она пела пронзительные строки, посвященные своим детям, которые оба в одночасье оказались на грани жизни и смерти, весь зал переживал-сопереживал так, что у многих наворачивались слезы. Справедливо, что она стала первой в номинации «Автор стихов и музыки».
В этом году приехали участники, которые впервые посетили конкурс в столице Коми. Их переполняют эмоции. «О конкурсе бардовской песни в Сыктывкаре я узнала еще в прошлом году, но… не поехала, – рассказала Ирина Трофимова из Тобольска. – Сыктывкар уж больно неудобно расположен, добираться надо с пересадками. В этом году и не собиралась, только руководство областного ВОИ сказало: надо ехать! И я отправилась проходить квест: до Кирова на поезде, а дальше – семь часов на маршрутке! Но мы же – инвалиды, значит, умеем сквозь стены проходить, а тут – подумаешь, протезы в кучу и – вперед! А дальше я ни на мгновение не пожалела, что приехала. Встретили, как дорогого гостя, устроили в гостиницу. Запомнилась первая фраза соседки по номеру – Татьяны Ладыки с Кубани: «Первый раз? Теперь каждый год сюда ездить будете...» Подумалось: вот еще! С чего бы? Очень скоро ее «пророчество» стало наполняться содержанием. Приветливые взгляды, улыбки, добрые слова – отовсюду, причем, не только в конкурсной «тусовке». Персонал гостиницы, водители, официанты, просто попутчики в общественном транспорте – люди на Севере открытые и простые... А организаторы конкурса – как родня! Я в авторской песне уже сорок лет, фестивалей-конкурсов пройдено – куча. Даже лауреатом Грушинского фестиваля стала в далеком 1991-м году. Но, поскольку работаю в ВОИ, мне было интересно увидеть, как такой конкурс помогает инвалидам социализироваться, расти в творчестве. И увидела! Выступает, например, Виталий Микушев, а соседка в зале шепчет: «В первые годы он и рот как надо открыть не мог, еле слова выговаривал...» Да ладно! Вот этот необыкновенно артистичный паренек? Александр Дрыкин – видно, что участие в конкурсе для него, как праздник. Он и наряжается – меняет одну за другой шляпы, подходит к участникам с мини-интервью, да просто готов обнять всех! Ну, обнимашки, конечно, были тут на каждом шагу...
Единственно, чего не хватало – времени. Так быстро оно летело. Хорошо, что после завершения конкурса оказался целый свободный день. В комнате гостиницы собрались татарстанцы Георгий Цыпцын, Антон Неймышев, Дамир Хайруллин – это был праздник души. Ребята (ой, некоторым уже под семьдесят...) подарили незабываемое общение: песни, стихи, откровения. Уже на второй день конкурса я поняла, что Танюша Ладыка была права, а перед отъездом так защемило сердце...»
О том, что это особенный конкурс – одухотворенный, сплачивающий – говорят все, члены жюри в том числе. Автор-исполнитель из Москвы Раиса Нур считает: «На этом конкурсе все проходит так же, как на других. Только когда на сцену выходит человек с тросточкой или исполнитель на коляске, то к нему прислушиваешься внимательнее. Мы, представители жюри, чему-то учимся у наших конкурсантов, потому что о жизни они знают, пожалуй, чуть больше, чем мы. А их творчество по позитивности и силе любви к жизни не отличается от творчества тех, кто пишет песни профессионально. За те годы, когда я наблюдаю этот конкурс, мы стали семьей. Все проходит очень по-дружески. Это сообщество «своих людей». А юмора здесь гораздо больше, чем на других бардовских конкурсах».
Конкурсные выступления, сцена – это все-таки парадная сторона мероприятия, а что же происходит в закулисье? «Поднимаешься на свой этаж в гостинице, а в коридоре слышны звуки музыки, все поют, репетируют, читают друг другу стихи, – делится наблюдениями участница Наталья Булгакова из Ухты. – С утра начинается суматоха: кто-то ищет шпильки, лак для волос, женщины утюжат себе и другим участникам наряды, все, как одна большая семья.
Вечером, после конкурсных отборов, встреч и ужина обычно все собираются в номерах. У кого-то на ходу рождаются новые тексты и мелодии, у кого-то даже анекдоты. В этой атмосфере есть такое теплое чувство, что ты находишься в нужное время, в нужном месте, с нужными людьми – нужными твоей душе, твоему творчеству, твоим мыслям».
Многие барды очень тонко, в какие-то моменты зрелищно представляли свое творчество. В этом плане всех покорили Галина Алексеева из Печоры с ее миниатюркой про Красную Шапочку и Илья Тихонин из Ленинградской области, виртуозно владеющий несколькими инструментами, которые вместе с вокалом выдают немыслимую звуковую палитру! А в этом году посмотреть концерт-жеребьевку (это новая форма творческого представления, которая введена в 2019 году) и гала-концерт в прямой трансляции через Интернет смогли все желающие. В концерте-жеребьевке звучали не только песни, но и стихи. Дамир Хайруллин прочитал два своих произведения, предваряя их такими словами: «В прошлогоднем конкурсе я тоже участвовал. Но там я общался, слушал других, мои песни презентовал Антон Неймышев. И вот мне самому представилась возможность выступить с микрофоном». Кстати, Дамир стал дипломантом в номинации «Автор стихов». А вот Георгий Цыпцын, хоть и набрал достаточно высокие баллы, чуть-чуть не дотянул до лауреатства: в этом году в номинации «Исполнитель песни» конкурировало около двадцати сильнейших певцов. «Ничего-ничего, подготовлюсь к следующему конкурсу и еще покажу, на что способен», – не унывает Цыпцын.
Гала-концерт в драмтеатре Савина, конечно, не обошелся без сюрпризов. Леонид Сергеев сделал подарок всем слушателям и жителю Печоры, колясочнику Александру Чичваге, исполнив песню на его стихи. Произведение родилось буквально в дни проведения конкурса. «Увидел этот текст Александра, который прислал стихотворение как отзыв на наш конкурс, и меня зацепил этот особый взгляд, от которого пахнуло XIX веком, – прокомментировал знаменитый бард. – Немножечко поколдовал над строчками, кое-что изменил – в итоге получился романс». Сергеев под бурные аплодисменты завершил исполнение нового произведения. И тут случился еще один сюрприз, теперь уже для исполнителя: оказывается, Саша Чичвага находился в зале. Вот и познакомились автор текста и мелодии прямо у кромки сцены!
Для зрителей гала-концерта стало полной неожиданностью, когда участникам бардовского конкурса в Сыктывкаре на экране продемонстрировали поздравления и пожелания от популярных российских артистов: Александра Розенбаума, Альберта Асадуллина, ВИА «Поющие гитары». Илья Тихонин и его папа, замечательные музыканты и неравнодушные люди, которые дружны со многими певцами Санкт-Петербурга, подготовили такой подарок.
Почти всех финалистов конкурса ждали и другие сюрпризы: им вручили благодарственные письма от различных ведомств и подарки от спонсоров. Маргарита Колпащикова озвучила итоги этих творческих дней: «Я считаю, что реабилитировать человека, имеющего некоторые трудности и проблемы в жизни, можно посредством культуры, творчества и спорта. Сегодня мы это и наблюдаем. Ребята, которые стали заниматься музыкой, написанием стихов, изучением актерского мастерства, пением, меня очень радуют, как радуют и успехи каждого из них. Я думаю, наш конкурс создан, чтобы помогать людям реабилитироваться, стать обычными, активными гражданами своей страны. Чтобы была возможность творить. Хочется, чтобы этот конкурс жил, чтобы все участники, которые сегодня с нами, приехали и на следующий год».
И, скорее всего, так и будет. Более того, есть планы сделать конкурс инклюзивным и выйти на всероссийский уровень. Антон Неймышев все сокрушался, что не может выступать как конкурсант. Возможно, через год он и другие выступят как полноправные участники, изменив идеологию и расширив границы мероприятия. То есть, как сказал Леонид Сергеев, конкурс – это живой организм, который с каждым годом обретает иную форму. И на новом витке развития он сможет стать уже вот таким – всероссийским инклюзивным, открытым абсолютно для всех.
Владимир ГАРАНИН, председатель жюри,
лауреат Международной премии «Филантроп»