Полку незрячих театралов прибыло

№ 25 от 12 июля 2019 года


В Татарском государственном академическом театре имени Галиасгара Камала закрылся сезон показов спектаклей с тифлокомментированием. Завершал его спектакль «Килмешәк» («Пришлый») о судьбе татарского эмигранта, который волею судьбы оказался после войны в Канаде. С постановкой ознакомились двадцать незрячих зрителей. Тифлокомментарий помог им быть в курсе того, что происходит во время сценического действия.

В июне опыт проведения спектаклей с тифлокомментированием был представлен участникам Международного фестиваля «Науруз». Директор театра Камала Илфир Якупов и тифлокомментатор Гелюся Закирова поделились тонкостями организации доступа людей с нарушениями зрения к театральному искусству, что вызвало неподдельный интерес у гостей из разных стран.
Напомним: эти показы проходят в рамках направления «Тифлокомментирование в театрах России» программы «Особый взгляд». Эту программу благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» реализует в десяти регионах России. В Казани для незрячих зрителей ежемесячно тифлокомментировались два спектакля: «Килмешәк» в театре Камала, «Куян Эдвартның гаҗәеп сәяхәте» («Удивительное путешествие кролика Эдварда») в Татарском театре юного зрителя имени Кариева. Адаптация сценария спектакля под восприятие людей с проблемами зрения и подготовка комментария для незрячих, ведение прямого тифлокомментирования в режиме реального времени во время спектакля, сбор зрителей и координирование этого направления осуществляет Республиканская специальная библиотека для слепых и слабовидящих при финансовой поддержке в рамках программы «Особый взгляд».
Тифлокомментатор Гелюся Закирова отметила, что за прошедший сезон спектакль «Килмешәк» был показан в таком формате шесть раз, один из них – на гастролях театра в Уфе. Посмотрели его 120 зрителей с проблемами зрения. В общей сложности за сезон в двух театрах было организовано 14 показов, которые посетили 700 инвалидов по зрению.
С закрытием театрального сезона работа программы не прекращается, будут вестись работы над развитием этого направления и поиск возможностей адаптации новых постановок.