Чтобы было на уровне: и в прямом, и в переносном смысле

№ 26 от 19 июля 2019 года


Эйфория и гордость от количественных показателей безбарьерности, когда приспосабливался максимум возможных к переустройству объектов к запросам разных категорий людей с инвалидностью и других маломобильных граждан, кажется мне, должны уже потихоньку пройти. Пора подумать о качественных показателях.

Возьмем лишь одно направление в этой огромной работе: обустройство в Казани остановочных площадок рельсовых транспортных средств: поездов, электричек, составов метро, трамваев. Чем хорош этот транспорт в отличие от автобусов и троллейбусов (которые, останавливаясь, могут «гулять» относительно остановок, и у них выдвижной аппарелью идеально можно воспользоваться не всегда)? А тем, что они всегда становятся в свое «стойло» практически одинаково, расстояние от платформ одно и то же, высота от нижней части вагона до рельс – определенная. Казалось бы, раз все вагоны одинаковые, то и платформы хорошо бы соорудить на уровне пола вагонов, как это сделано, например, в Москве, где на железнодорожных вокзалах, в метро сделал шаг из вагона на платформу – и ты на воле! То же и на инвалидной коляске – перескочил на балансе задних колес или с помощью кого-то зазор между вагоном и кромкой платформы – и отправляйся дальше. Но – увы! – Казань в этом вопросе пошла своим путем.
Почему-то на центральном железнодорожном вокзале «Казань-1» и на вокзале «Казань-2» на Воровского изначально платформы построили сантиметров на 20-25 ниже пола тамбура вагона, куда заходят пассажиры, а расстояние от кромки платформы до вагона – до полуметра.
Вот и корячатся все, залезая в тамбур или выходя из него при посадке-высадке, делая иной раз немыслимые акробатические па – люди преклонного возраста, пассажиры с тяжелой поклажей, про колясочников и не говорю – даже чтобы попасть в спецкупе для инвалидов, требуются дополнительные усилия. На лифте или по пандусу он может свободно выйти к поезду, но перед входом в вагон сталкивается с препятствиями. Странно: в стране напряженка с цементом-бетоном, что ли? Вряд ли. Так зачем же «строить козни» против пассажиров? Не легче ли было возвести платформы вровень с полом вагонов? Комфортно было бы всем абсолютно! Может быть, при последующей реконструкции городские власти закупят эшелон цемента и приподнимут платформы для удобства миллионов (учитывая все возрастающий поток туристов) путешественников?
То же самое и с метро – платформы относительно вагонов опустили, образно выражаясь, ниже плинтуса! Зачем? Все красиво, все цивильно и вдруг – такое! Чтобы колясочники могли попасть в вагоны, пришлось возводить отдельные надстройки перед раздвижной дверью вагона метро. Зачем огород городить? Не легче ли было, как в Первопрестольной, сразу все построить по-людски?
– В метро изначально платформы были сделаны не по ГОСТу, – комментирует ведущий советник министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирина Просвирякова. – Вот и пришлось адаптировать их под нужды колясочников отдельно, сооружая эти надстройки. Относительно остановочных платформ железнодорожного транспорта и трамваев каких-то особых нормативов не существуют, ведь они, в отличие от вагонов метро, оборудованы специальными приспособлениями для маломобильных граждан – подъемниками, выдвижными аппарелями – и предполагается, что они «нивелируют», помогают преодолевать перепады высот между полом и поверхностью платформ. Но если рассматривать с точки зрения здравого смысла и целесообразности, конечно, если бы платформы были на одном уровне со входом в вагон, это бы добавило удобства всем пассажирам.
Относительно трамваев: здесь нарисовался целый сонм проблем. Недавно проехался на казанском трамвае №5 от остановки «Парк Победы» до остановки «Ломжинская». Изучил и сфотографировал буквально все платформы. Мало того, что абсолютно все они «играют» по высоте относительно пола вагона, некоторые из них просто разрушены (хочется надеяться – временно), как, например, на остановках «Строительная фирма «Тектоник» и «Агропромышленный парк «Казань». А выйдя на иные платформы, колясочник вообще попадает в западню. Скажем, можно сойти на остановках «Футбольный стадион «Казань Арена» или «Улица академика Арбузова» и все – дальше никуда двигаться невозможно: вокруг металлические ограждения, рельсы, с двух сторон оживленные автомобильные дороги и на «большую землю» можно выйти только через подземный или надземный переходы. А они недоступны: ступеньки и крутые травмоопасные швеллера. Это недопустимо! Наверное, маломобильных граждан все-таки как-то заранее нужно оповещать, что на этих остановках им лучше не выходить. Например, вывесить какую-то табличку или сделать аудиооповещение – в каждом вагоне есть такая система. Правда, в том вагоне, в котором я ехал, «радио» твердило только, как попугай: «Осторожно, двери закрываются». Ни вам названия остановок, ни напоминаний уступить места пожилым и инвалидам. Это, кстати, тоже к вопросу о доступности – незрячим информация о приближающихся остановках просто необходима. Но озвучка в вагонах трамвая №5 работает урывками.
И еще одна проблема выявилась при движении на трамвае: на каких-то остановках, например, «Улица Мусина» и «Улица Фатыха Амирхана» выход из вагона – аккурат напротив столбиков. Если аппарель откинуть – и не выйдешь, упрешься лбом. Такая же ситуация на остановке «Магазин «Океан», ездил раньше, знаю. Как-то раз остановился там трамвай, а выйти невозможно, кондуктор кричит водителю: «Дерни немного вперед!» Смешно, да не до смеха. Есть масса конструкций защитных козырьков остановок, где столбики на платформе и не нужны вовсе – все крепится со стороны проезжей части. Что мешает использовать именно их?
Но, слава богу, есть и примеры иного рода: на остановках «Риф Эль» и «Улица академика Губкина» платформы – вровень с полом вагона! Вот же, вот же как надо! И асфальт на этих платформах еще аспидно-черный: видно, только недавно закатан. Реконструируют и делают, как положено, как подсказывает жизненный опыт и здравый смысл? Ну тогда этот опыт надо распространить на весь город, и все-все платформы сделать, как говорится, по уму. И думать всегда не только о количестве, но и о качестве.
Владимир ГАРАНИН