Студия «НеЗаМи»: через музыку – к инклюзии

№ 28 от 2 августа 2019 года


На днях в Культурно-спортивном реабилитационном комплексе Татарской республиканской организации Всероссийского общества слепых прошла презентация проекта, поддержанного Фондом президентских грантов, – «Обучающая инклюзивная площадка-студия «НеЗаМи»: реабилитация и социально-культурная адаптация инвалидов с нарушением зрения и членов их семей». Одноименный благотворительный фонд «НеЗаМи» подал заявку на предоставление грантов Президента РФ, стал победителем – и в этот день был дан старт реализации проекта. На сцене было много музыкантов, а в зале – слушателей. Прошло все очень достойно, живо и празднично.

Этот проект подготовили родители ребят из ансамбля «НеЗаМи» и подали на рассмотрение от имени директора благотворительного фонда «НеЗаМи» Флеры Залялиевой. Руководитель проекта рассказывает: «В январе 2013 года родители незрячих детей и бард, музыкант-инструменталист Дмитрий Бикчентаев­ создали вокально-инструментальный ансамбль «НеЗаМи». В нем по сей день участвуют моя дочь Диляра, а также Булат Минуллин и Володя Ненастин, у которых – тотальная слепота. За эти годы мы накопили огромный опыт и поняли, что реабилитация инвалидов по зрению с помощью музыкального образования очень эффективна». Действительно, результатами довольны и руководитель ВИА, и родители, и сами ребята. Совместные занятия музыкой и концертные выступления повысили степень социализации незрячих артистов, раздвинули границы возможностей, расширили знания и обогатили внутренний мир.
– Когда мы писали проект, в первую очередь хотелось, чтобы его потенциальные участники смогли поделиться полученными на практике результатами, знаниями и умениями, – продолжает директор фонда. – У нас намечены обучающие творческие мастерские и занятия, круглые столы, семинары, выездные концерты. Основная задача проекта – привлечение детей с инвалидностью к творчеству через музыкальную деятельность. Так они лучше социализируются, станут более уверенными в собственных силах. Плюс – это еще один шаг к тому, чтобы окружающие освободились от предрассудков по отношению к инвалидам. Предполагается также трудоустройство людей с инвалидностью – наставников для обучения слепых и слабовидящих детей нотной грамоте по Брайлю, инструментальному исполнительству, вокальному искусству. В планах – проведение серии публичных выступлений. Хотелось бы докупить музыкальные инструменты и расходные материалы к ним, звуковую аппаратуру.
Инклюзивную площадку-студию смогут посещать 15 людей с инвалидностью и без, что также даст возможность участникам мероприятий узнать друг друга поближе, проявлять такие чувства, как сопереживание, понимание и взаимоуважение.
Биография самой Флеры Залялиевой похожа на биографии большинства людей, у которых воспитывается незрячий ребенок. «Заканчивая Казанский авиационный институт, хотела стать инженером-конструктором, – поделилась она своими воспоминаниями. – Мечтала построить карьеру, достичь каких-то высот… Но все мечты отошли на второй план, когда родилась Диляра, и врачи вынесли диагноз: «слепота обоих глаз»… Было сложно, больше всего пугала неизвестность. Но желание воспитать ребенка полноценным человеком, чтобы он не чувствовал себя изгоем в нашем мире зрячих людей, стало самой главной задачей всей моей жизни. Не имея возможности работать, я посвятила свою жизнь развитию и воспитанию дочери. Сегодня смело могу говорить о ней с гордо поднятой головой и делиться радостью, рассказывать о ее успехах. И когда знаешь, что есть родители, которым предстоит пройти весь этот нелегкий путь, есть люди, которым нужна помощь, возникает желание передать им свой опыт…»
И одна из возможностей помочь таким людям – реализация проекта. Ведь только в Казани десятки детей с инвалидностью по зрению, которые хотели бы заниматься музыкой. Но в городе нет реабилитационного центра для слепых и слабовидящих детей. К тому же среди незрячих детей и молодежи есть ребята, у которых комплексное поражение здоровья. Скажем, ребенок с ДЦП, у которого еще и слепота. Не всех ребят с таким «набором ограничений» возьмут в обычную музыкальную школу. К тому же в музыкальных школах города нет обучения нотной грамоте по Брайлю, и это тоже служит сдерживающим фактором. В студии же «НеЗаМи» все эти пробелы в музыкальном образовании устранены, так как многие наставники владеют всеми необходимыми навыками и готовы передать их воспитанникам.
Все люди, которые входят в коллектив, участвующий в реализации проекта, уверены, что музыка – одно из наиболее перспективных и активно развивающихся направлений искусства с точки зрения социализации, реабилитации и адаптации людей с инвалидностью. Но, к сожалению, многие родители детей с тотальной потерей зрения даже не подозревают, на что способны их чада. Проект фонда «НеЗаМи» покажет, какие грани таланта могут раскрыться у таких ребят, какое упорство и сила духа присутствуют в них.
Это просто большая удача, что художественный руководитель и продюсер проекта известный автор-исполнитель, музыкант-мультиинструменталист Дмитрий Бикчентаев. Педагогической деятельностью он занимается с 1978 года. С 1983 года преподавал гитару и народные инструменты в Казанском театральном училище, где начал разработку авторской методики обучения игре на гитаре и других музыкальных инструментах – курае, балалайке, мандолине. В 1992 году в соавторстве написал популярный учебник «Гитара для всех», который используется педагогами для преподавания гитары во многих учебных заведениях России. На основе этой методической разработки ведет уроки ряд преподавателей Израиля, Украины, США. Свои педагогические наработки он адаптировал для обучения детей-инвалидов, и с ноября 2010 года на добровольной основе обучает игре на гитаре и других музыкальных инструментах незрячих ребят. Более тридцати «особенных» учеников под его руководством освоили струнные, духовые и ударные инструменты.
С 2013 года Дмитрий Бикчентаев руководит ансамблем «НеЗаМи». У него обширная коллекция музыкальных инструментов, игре на которых он обучил и своих подопечных. Музыканты из «НеЗаМи» извлекают звуки с помощью аутохарпа, колесной лиры, тин-вистла, цуг-флейты и других экзотических инструментов. Кстати, во время презентации инклюзивной площадки в КСРК ТРО ВОС многие из этих инструментов, включая шарманку и гусли, продемонстрировали будущим студийцам. «Трогательный» показ диковинных пищалок, жужжалок многих незрячих ребят настолько впечатлил, что они тут же записались в студию. Сейчас ее посещают Тамирлан Гилязетдинов, Карина и Кристина Халиуллины, Дарья Ломашкина, Катя Каменщикова, Артем Яковлев и другие ребята. Кого-то привлекли занятия по классу гитары, кого-то очаровали другие инструменты. Скажем, Тамирлан и Карина с Кристиной осваивают курай. В августе, когда большинство педагогов выйдет с отпусков и начнет свою работу, расписание занятий откорректируют с учетом пожеланий студийцев и возможности педагогов. Заниматься с ребятами студии будут учителя из музыкальных школ, педагоги музыкального колледжа и консерватории.
 Музыканты из «НеЗаМи» также вошли в состав обучающихся в студии, поскольку они тоже хотят оттачивать свое мастерство с педагогами – участниками проекта. Плюс ребята из ансамбля будут давать уроки как наставники и делиться своими знаниями с новыми студентами.
Реализация проекта рассчитана на год, и за это время должны быть достигнуты качественные результаты. В первую очередь, – повышение эмоционального равновесия и принятие своих детей с инвалидностью родителями и родственниками. Также раскрытие и реализация внутреннего потенциала детей и взрослых в процессе творческой деятельности, повышение уверенности в себе, изменение отношения общества к незрячим.
Автор проекта и все, кто участвует в его реализации, планируют развивать студию, привлекать большее количество детей и молодежи с инвалидностью по зрению к занятиям музыкой.
Подготовил
Владимир ГАРАНИН