Мистическая тайна «Джоконды»

№ 29 от 9 августа 2019 года


Пожалуй, ни одна картина за всю историю не вызывала столько жарких споров, сколько «Джоконда» Леонардо да Винчи. Ученые, искусствоведы и историки бьются над загадкой, кто изображен на картине – какая-то женщина или это завуалированный автопортрет художника? Но больше всего вопросов вызывает ее загадочная улыбка. Женщина будто что-то скрывает от зрителей и одновременно насмехается над ними.

Дошло до того, что картину стали исследовать врачи и вынесли вердикт: женщина, изображенная на картине, больна такими-то и такими-то заболеваниями, которые и вызывают мимические сокращения, принимаемые за улыбку. На тему «Джоконды» написаны тонны книг, сняты сотни документальных и художественных фильмов, опубликованы тысячи научных и исследовательских статей.
Для того чтобы разобраться с тайной картины, для начала поговорим немного о самом Леонардо. Гениев, подобных ему, природа не знала ни до, ни после. Два противоположных, взаимоисключающих взгляда на мир соединились в нем с какой-то невероятной легкостью. Ученый и живописец, естествоиспытатель и философ, механик и астроном... Словом, физик и лирик в одном флаконе.
Загадка «Джоконды» была разгадана лишь в ХХ веке, и то лишь отчасти. Леонардо при написании картин применял технику сфумато, основанную на принципе рассеивания, отсутствия четких границ между предметами. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Благодаря мягкой гамме тонов, которые плавно перетекают из одного в другой, у зрителя, в зависимости от фокусировки взгляда, создается впечатление, что она то нежно улыбается, то надменно усмехается.
Получается, что тайна картины разгадана? Отнюдь! Ведь есть и еще один загадочный момент, связанный с «Джокондой»: картина живет своей жизнью и непостижимым образом влияет на окружающих людей.
Прежде всего пострадал сам живописец. Ни над одной из своих работ он не работал столь длительное время! А ведь это был обычный заказ. Долгих четыре года с лупой в руке Леонардо создавал свой шедевр, нанося мазки величиной в 1/20-1/40 мм. Это каторжный труд, работа одержимого. А ведь размеры картины – всего 54х79 см! Трудясь над «Джокондой», Леонардо сильно подорвал здоровье. Обладая почти невероятной жизненной силой, он практически лишился ее к моменту завершения картины. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной. Однако он повсюду возил с собой именно эту свою работу, не расставался с нею ни на миг. А она все сосала и сосала из него силы... Художник стал очень быстро дряхлеть и через три года скончался.
Несчастья и беды преследовали и тех, кто так или иначе был связан с картиной. По одной из версий, на полотне изображена реальная женщина, а не плод воображения: Лиза Герардини, жена флорентийского купца. Она позировала художнику, а потом очень быстро умерла – в возрасте двадцати восьми лет. Ее муж прожил очень недолго, любовник Джулиано Медичи вскоре умер от чахотки; его внебрачный сын от «Джоконды» был отравлен.
На этом мистическое влияние картины не прекратилось: историки бесстрастно констатируют все новые и новые факты ее паранормального воздействия на людей. Одними из первых это отметили служители Лувра – музея, где хранится шедевр. Они давно перестали удивляться частым обморокам, которые случаются с посетителями возле этой картины, и отмечают, что если в работе музея бывает длительный перерыв, «Джоконда» будто бы «темнеет лицом», но стоит посетителям вновь заполнить залы музея и отдать ей порцию восхищенных взглядов, как Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные краски, фон осветляется.
Тот факт, что картина непонятным образом воздействует на тех, кто долго смотрит на нее, отмечал еще в XIX веке Стендаль, который сам после долгого любования ею упал в обморок. А всего на сегодняшний день таких документально зафиксированных обмороков зарегистрировано более сотни. Сразу вспоминается сам Леонардо, который часами смотрел на свою картину, рвался что-то доделать в ней, переделать... Уже и рука дрожала, и ноги почти не носили, а он все сидел возле «Джоконды», не замечая, как она уносит его силы. Обмороки около «Джоконды» у Леонардо, кстати, тоже были.
Не секретом является и тот факт, что картина не только восхищает, но и пугает людей – причем таких испуганных не намного меньше, чем восхищенных. Чаще всего картина откровенно не нравится детям. Ведь они – более тонко организованные существа и чувствуют мир больше на уровне эмоций и интуиции. Они не заморочены всеобщим мнением, что «Джоконда» – шедевр, и им принято восхищаться. Именно они и задают чаще всего вопрос: а чем тут восхищаться? Злая какая-то тетка, некрасивая к тому же... Но, наверное, недаром бытует такая шутка: «Джоконда так долго живет на свете, что уже сама выбирает, кому нравиться, а кому нет».