На «Салют Победы» собрались взводы хоров и батальон слушателей

№ 42 от 15 ноября 2019 года


«Поклонимся великим тем годам», «Ты ждешь, Лизавета», «Маки» – на сцене казанского Культурно-спортивного реабилитационного комплекса ТРО ВОС чередой звучали песни о войне в исполнении солистов или хоров, а порой кружились в танце пары в гимнастерках да пилотках. Здесь в начале ноября проходил зональный этап фестиваля самодеятельного народного творчества инвалидов по зрению Всероссийского общества слепых «Салют Победы».

Из многих городов Татарстана, Башкортостана, Марий Эл, Мордовии, Чувашии, Самары, Пензы, Ульяновска в Казань съехались более 200 певцов, танцоров, мастеровых людей. Поскольку все они участвовали в разных номинациях – музыкальное искусство, художественное слово, хореография, декоративно-прикладное творчество – все здание КСРК полностью было «оккупировано» артистами и прикладниками. На втором этаже проводилась выставка изделий, в гримерках, на сцене, в закульсье – сплошь музыкальные инструменты, вокалисты, хоровые коллективы, иные из которых численностью более 30 человек – целый военный взвод! А в зале – батальон слушателей и зрителей: и артисты из других коллективов, и рядовые восовцы, и гости.
Перед большим, шестичасовом творческим марафоном начальник отдела по работе с общественными организациями Минтрудсоцзащиты РТ Тамара Рубинская поприветствовала участников и организаторов форума от имени министра Эльмиры Зариповой:
– Фестиваль направлен на развитие народного творчества инвалидов по зрению, повышение их художественного уровня, организацию содержательного и интересного досуга. Проведение подобных мероприятий расширяет наши представления о возможностях человека, помогает людям с инвалидностью проявить себя, обрести уверенность в своих силах, получить бесценный опыт, с каждым разом расширять границы своих возможностей. Языку музыки и танца не нужны переводчики, великая сила искусства вселяет веру в жизнь, безграничные возможности каждого человека вне зависимости от его физических данных. Главная заслуга фестиваля в том, что он не только стимулирует заниматься творчеством, но и позволяет жить насыщенно, интересно, с пользой для себя и окружающих. Веры в свои силы, неиссякаемого оптимизма и благополучия!
Председатель жюри из Москвы, художественный руководитель, дирижер хора «Русской песни» Николай Забенькин напомнил, что это творческое мероприятие – событие всероссийского масштаба. Тем более что всенародно чтимый и любимый праздник Победы ежегодно отмечается с большим пиететом и торжественностью. С каждым годом участников Великой Отечественной войны становится все меньше. Но восовские самодеятельные артисты своим участием говорят, что события тех грозных лет не забыты, живы в наших сердцах.
Председатель Татарской региональной организации Всероссийского общества слепых Владимир Федорин в приветственном слове отметил, что это творческое мероприятие набирает обороты, уже пройдено два этапа – и в этот день в Казани проходит третий. Здесь собрались самые талантливые представители восьми регионов России, это уже финишная прямая, третий этап определит лучших солистов, танцоров, декламаторов, прикладников, и самой высокой наградой для них будет участие на финальном этапе фестиваля в Москве в мае следующего года.
Насколько казанская сцена оказалась счастливой для участников, которым дается путевка на финишный этап, определяло компетентное жюри, в которое вошли Заслуженный деятель искусств РТ, поэт, драматург Борис Вайнер, Заслуженный работник культуры РТ, старший преподаватель кафедры зрелищно-массовых представлений Казанского института культуры и искусств Ирина Ковалева, научный сотрудник Республиканского центра развития традиционной культуры, специалист в области традиционного танцевального фольклора народов среднего Поволжья, Приуралья и Сибири Давлят Умеров и другие.
Большинство участников фестиваля подошли к формированию программ очень ответственно. Связки от ведущих тоже изобиловали богатым фактическим материалом. Скажем, в программе творческой группы из Мордовии рассказывалось о вкладе представителей ВОС в копилку Победы. Всем было интересно узнать, что с первых дней Великой Отечественной войны аппарат Центрального правления ВОС был эвакуирован в Уфу. Но при этом в Москве осталась оперативная группа организации. Коренным образом изменилась работа учебно-производственных комбинатов: коробки для мин, хлебные формы для полевых пекарен, печки для блиндажей, маскировочные сети, валенная обувь для солдат – вот неполный перечень продукции предприятий ВОС в годы войны.
В 1943 году число учебно-производственных мастерских и комбинатов достигает 58, на них трудились в основном военноослепшие. Эти люди, прошедшие тяжелые испытания, внесли в жизнь ВОС творческую инициативу, энтузиазм и новизну. Они, имеющие образование, профессию и жизненный опыт, пришли к руководству многих первичных организаций и предприятий, помогли организации подняться на новую ступень развития.
15 января 1945 года прошел девятый Пленум ЦП ВОС, который констатировал быстрый рост числа членов общества за счет инвалидов войны. Также была отмечена героическая работа членов ВОС в годы войны, 2957 стахановцев-восовцев выполняли норму на 300-400 процентов.
Концертные номера на тему войны удачно проиллюстрировали всю эту информацию. А сами номера впервые за всю историю проведения фестивалей ВОС в Казани подверглись тифлокомментированию, которое осуществляла Гелюся Закирова. Так что абсолютно все в зале представляли – какие действия происходят на сцене, в каких костюмах выступают артисты и так далее.
Не надо думать, что все выступления носили военную тематику. По положению фестиваля некоторые номера должны были содержать национальный колорит, чтобы подчеркнуть творческую особинку, присущую тому или иному региону. В программе артистов из Татарстана это было представлено наиболее ярко. Например, солистка Лилия Ханипова из Набережных Челнов блестяще исполнила старинную татарскую песню – протяжную, со сложнейшими мелизмами – вызвав у слушателей заслуженную овацию. А танцевальный дуэт «Радость» из Чистополя – Рифкат Гардиев и Валентина Солдатова – задорно, экспрессивно представили хореографическую композицию «Свидание» с сочной татарской выразительностью.
Рифкат Гардиев после выступления поделился впечатлениями:
– Танцами с Валентиной Солдатовой занимаемся уже три года. Главная заслуга Валентины – она сняла комплексы, которые у меня были, все-таки начать двигаться, танцевать полностью незрячему человеку, которому 60 лет, на это решиться не так просто. Честно говоря, была боязнь выглядеть смешным. Но опасения мои оказались напрасными. Сюжет этого танца выстроила Валентина – как я прихожу на свидание, озираюсь вокруг, ищу ее, а она раз – и неожиданно предстает передо мной. Танцевальное искусство актуально всегда. И до войны, и в войну, и после войны – люди танцевали. Как бы они трудно не жили, какого бы горя не было, танцем спасались. Танец вечен. Мы представляем Татарстан, и в фестивальном блоке от нашей республики он был очень уместен. Мы у себя с самого первоначального этапа, когда проводили первый этап фестиваля в декабре прошлого года, выбрали этот танец, в апреле на республиканском этапе его исполнили, получили диплом 1 степени. Будет неплохо, если мы в Москву пройдем, накануне 75-летия Победы хотелось бы побывать в столице страны.
«В репертуаре у нас пять танцев, для нашей пары это достаточно много, – дополнила Валентина Солдатова. – Рифкат совсем не видит и заниматься индивидуально с ним достаточно сложно. Мы репетируем раз в неделю в выходные дни. И это наше новое увлечение дает нам возможность участвовать в мероприятиях по линии ВОС, и не только. И это расширяет круг нашего общения. Вот здесь сегодня мы встретились с ульяновцами, с которыми участвовали недавно в КИСИ, тепло поздоровались и пообщались. С председателем чувашской организации у нас давние дружеские отношения, тоже сегодня очень хорошо поговорили. Такие творческие неформальные контакты важны. С ветеранами – детьми войны – сегодня решили сфотографироваться. Они завели разговор, поделились, с какими песнями и стихами будут выступать. А они такие все элегантные – в военной форме».
...А вот, пожалуй, те самые дети войны – что-то бурно обсуждают. Познакомился – трио из Чувашии: Владимир Никифоров, Георгий Егоров, Николай Зайцев. Все, как на подбор, словоохотливые.
Владимир Никифоров в две минуты рассказал всю свою жизнь. Оказывается, детство и юность у него прошли в Казани. Здесь окончил среднюю школу, техническое училище №12, работал на химзаводе имени Кирова. Был отличным спортсменом и участником художественной самодеятельности ДК имени Кирова – ныне там располагается Татарская государственная филармония. «В молодости всю республику объездил с концертами, – вспоминает 85-летний бодрячок. – Народные песни и песни на военную тематику с детства люблю, до сих пор их знаю, исполняю, пропагандирую. В Чебоксарах оказался, можно сказать, случайно – поехал поступать туда на художественно-графический факультет пединститута, да так там и остался. Но начало всех начал – это Казань!»
Достаточно часто приезжает в Казань Татьяна Брусницына из Йошкар-Олы, мастер прикладного искусства. Ее изделия, вязанные спицами и крючком, – просто великолепны: на манекенах висят, будто живые люди стоят в изысканном одеянии.
И все это творчество в разных номинациях посмотрели, проанализировали представители жюри. Приятно, что в состав творческого коллектива, который будет выступать на заключительном этапе фестиваля «Салют Победы» в Москве, вошли яркие представители из Татарстана: ансамбль «Веселые ложкари» из Елабуги и танцевальный дуэт «Радость» из Чистополя. Сбылась мечта Рифката Гардиева и Валентины Солдатовой: предъюбилейные майские фестивальные дни накануне Великой Победы они проведут в столице России!
Владимир ГАРАНИН