warning: cal_days_in_month(): invalid date. in /home/m/mgtata/public_html/sites/all/modules/archive/archive.module on line 106.


Главные составляющие реабилитационного маршрута

№ 44 от 29 декабря 2019 года


Удачно я приехала в Арский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Исток надежды» – сразу попала на дегустацию блинов. Их как раз пекли воспитанники под руководством инструктора по труду Гульнары Салихзяновой в комнате социально-бытовой адаптации. Как заправские поварята, наливали на сковороду тесто, снимали блинчики, заворачивали в них начинку. Трудно поверить, что прежде никто из них не то, что никогда не готовил – даже не знал, что тесто, прежде, чем превратиться в блин, бывает жидким!

Знакомимся: 11-летняя Настя Ведиксеева приехала из Балтасинского района, ее сверстница Альфина Багаветдинова из Арской глубинки, 14-летний Руслан Еремин из Большой Атни. От процесса готовки все под большим впечатлением. Родители опасаются подпускать их к плите, а тут столько открытий, такой простор для творчества! Наперебой начали рассказывать, какие салаты уже научились готовить, какие пирожки пекли, показывали красивые поварские колпаки и фартуки, которые сами же сшили на занятиях в швейной мастерской «Истока надежды». Еще все трое очень гордятся, что теперь умеют мыть посуду: дома этим тоже заниматься не приходилось. 
По словам Гульнары Салихзяновой, это обычное явление – практически никто из новичков ничего делать не умеет. В новинку даже самые простые домашние дела вроде вытирания тарелок или разогрев готовой еды в микроволновке. Родители боятся все это доверить своим «особенным» детям, им проще сделать самим. В итоге даже те ребята, у кого здоровье позволяет, не могут сами себя обслуживать. «Поэтому я разработала профориентационную программу «Я умею делать сам», начали внедрять ее с прошлого года, – рассказывает инструктор по труду. – Ее центральная составляющая – занятия на нашей мини-кухне – комнате социально-бытовой адаптации». Комната появилась в центре в рамках проекта «Сможем вместе»: оснастить ее помогли благотворители. Здесь есть вся необходимая кухонная утварь, бытовая техника, электрический чайник, микроволновка, мультиварка, индукционная плита. Приобрели и столовые приборы специально для ребят с нарушением двигательной активности – ложки и вилки с утяжелением, нескользящие тарелки, которые можно закрепить к столу, и многое другое.
– Воспитанники получают такие навыки, как сервировка стола, обработка продуктов, приготовление пищи и напитков, пользование бытовыми приборами, уход за посудой, навыки культурного поведения за столом, правила безопасности при приготовлении и приеме пищи, – перечисляет Гульнара Салихзянова. – Занятия два раза в неделю, возраст ребят – от 8 до 18 лет. Все предметы на кухне располагаются в строго определенных местах, чтобы помочь детям самостоятельно ориентироваться. Для ребят с нарушением в развитии я использую специальные карточки с изображением последовательности действий. Когда курс реабилитации подходит к концу, все получают домашние задания – рецепты блюд, которые можно приготовить вместе с мамой.
Помимо этого, в программу включили в занятия в швейной мастерской центра, весной и летом воспитанников привлекают к посильному труду в двух теплицах – одну подарили благотворители, вторую заработали сами благодаря победе в конкурсе социальных проектов «РИТЭК». Плюс к этому – психологические тестирования, мастер-классы под руководством учащихся местных колледжей и техникумов, встречи с успешными выпускниками «Истока надежды», экскурсии в учреждения и на предприятия района. Нынче, например, побывали на местном кирпичном заводе, вокзале, почте, тепличных хозяйствах, цехе по производству пластиковых окон. Задача у всех мероприятий одна – увлечь воспитанников посильным трудом, преодолеть иждивенческие настроения, показать, что можно жить самостоятельной, интересной и насыщенной жизнью, не замыкаясь в четырех стенах своего дома.
– Наш центр рассчитан на 35 койко-мест, из них 19 – это полустационарная форма пребывания, 12 – стационарная плюс четверо сопровождающих взрослых, – говорит директор Гульнара Загидуллина. – У большинства маленьких реабилитантов – ДЦП, психические заболевания и врожденные аномалии развития. С начала года реабилитацию у нас прошли 349 детей. У 82 процентов наших подопечных в итоге значительно увеличилась реабилитационная активность, мелкая моторика рук, у 67 процентов снизился уровень тревожности, у 59 процентов улучшились показатели состояния психомоторной и волевой сфер. Активно внедряем современные адаптированные программы по различным аспектам реабилитации: здоровьесберегающие, трудо-арттерапевтические технологии, технологии социокультурной направленности. Реабилитационный маршрут каждого ребенка постепенно усложняется с каждой последующей задачей. Залог успешной работы – плодотворное сотрудничество с родителями, для них в центре организован клуб «Надежда». Побывав у нас раз, все стараются в дальнейшем привозить своих малышей именно к нам, отмечая наш дружный коллектив и домашнюю обстановку учреждения. Гордимся, что очередь на реабилитацию расписана практически на полгода.
В том, что это действительно так, убедилась, пообщавшись с Альбиной Галимовой из Тюлячинского района – она привезла в центр своего внука, 5-летнего Азата Алиева, у него сложное неврологическое заболевание, повышенная возбудимость, невнятная речь, не удается научить самым простым бытовым навыкам. При мне Монтессори-педагог Гузалия Мухаметшина показывала ему на специальном тренажере, как завязывать шнурки, различить цвета. Мальчик гиперактивный, быстро все забывает, настоящее спасение для него – это реабилитационные игры: на развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения. Азат учится пересыпать, переливать, плести косички, освоил цифры от одного до пяти, уже соотносит их с количеством предметов. Кстати, многие из простых, но очень эффективных тренажеров Гузалия сделала сама, покопавшись в Интернете. Тут – и коврики с нашитыми разноцветными резинками, которые можно легко пристегивать и отстегивать, яркие тряпочные веревочки, вырезанная из картона яблоня с прорезями, куда ребята вставляют бусины-яблоки. В руках креативного Монтессори-педагога реабилитационным тренажером становится даже самая обычная коробка из-под обуви – если на нее приклеить картинку петушка и сделать дырочки, чтобы «кормить» его горошинами. И родителей детишек этому учит, чтобы они дома делали такие «тренажеры», так процесс реабилитации становится эффективным и непрерывным.
В кабинете логопеда Лемары Ганиевой свое ноу-хау – для занятий пескотерапией она использует цветной песок. «Делаю сама: пропускаю через блендер различные пищевые красители и смешиваю с песком, – делится она профессиональными секретами. – Так внимание детей можно удержать на более долгое время, к тому же они попутно учатся распознавать и выговаривать названия цветов, учатся подбирать подходящие сочетания. У большинства наших воспитанников сложные нарушения здоровья, все больше становится ребят с тяжелым ДЦП, расстройством аутистического спектра, задержкой или полным отсутствием речи. Нужен индивидуальный подход, новые приемы». Еще показала прозрачный мольберт: логопед рисует какой-нибудь рисунок с одной стороны, ребенок с другой старается повторить, попутно проговаривая названия элементов картинки. Лемара Ганиева дополняет это занятиями на сенсорной панели «Палетто», логопедическим массажем, пальчиковой гимнастикой, для наиболее сохранных включает специальные компьютерные игры, предлагает попеть в наушниках. С самыми тяжелыми использует мячики с различными выпуклыми рисунками – как, например, с 11-летним колясочником Азатом Денисовым, который как раз был в это время на занятии. Мама Гульназ рассказала: приезжают из Алькеевского района третий год подряд. До этого посещения других реабилитационных центров результата не дали: ее незрячий, неходячий сын совершенно не реагировал на окружающее. Три курса реабилитации в «Истоке надежды» сотворили настоящее чудо: этот мальчик, которого все считали безнадежным, начал узнавать людей по голосу, отзываться на свое имя. Даже тянет руку в знак приветствия! И самое главное – наконец-то стал издавать первые звуки, пытается по-своему подпевать в такт музыки. По словам логопеда, реабилитационный прогноз у Азата благоприятный – говорить он будет.
Спросила у директора: какие достижения уходящего года стали для учреждения особенно значимыми? Оказалось, что гордиться «Истоку надежды» есть чем – тут и победы в конкурсах социальных проектов, которые позволили закупить новое реабилитационное оборудование, например, интерактивные стенд и доску. Новыми тренажерами оборудованы кабинеты психолога и ЛФК, швейная мастерская и уголок компьютерной грамотности. Появились специальные компьютерные гаджеты, предназначенные для реабилитантов с ДЦП, с проблемами зрения и слуха. Предмет особой гордости центра – это победа 17-летней воспитанницы Назиры Галимовой в районном этапе национального чемпионата профмастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс»: она оказалась лучшей в компетенции «Вязание крючком», поехала на федеральный тур в Москву. Потом обязательно придет рассказать, как все происходило. Кстати, такие встречи с успешно социализировавшимися ребятами в центре давно практикуют, на них собираются и нынешние подопечные «Возрождения», и их родители: для них эти мероприятия тоже имеют реабилитационную составляющую. Ведь среди выпускников «Истока надежды» много людей интересных, которые смогли найти себя в жизни. Значит, и у тех, кто сейчас проходит реабилитацию в этом учреждении, все должно сложиться как надо. В этом им здесь обязательно помогут.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ