Кто, когда и зачем придумал игру «Камень, ножницы, бумага»

№ 45 от 6 декабря 2019 года


Не можете решить, что выбрать? Нужно определить, кто сегодня моет посуду? Сражаетесь за то, кто первым вынесет мусор? Все эти споры могут быть легко решены с помощью древнекитайского метода принятия решений. Правильно: камень, бумага, ножницы.

Некоторые ее помнят как «Цу-е-фа», что дословно переводят как «пожалуйста, начинайте». Истоки этого безотказного способа выхода из спорных ситуаций прослеживаются в Китае около 200 года до нашей эры. Игра развивалась годами, но ее основной смысл всегда был одинаков. Популярность ее никогда не уменьшалась. Игра также пользуется спросом в Японии. Давайте посмотрим на ее ранние версии, а также узнаем, как они превратились в глобальный метод принятия решений. 
Происхождение «Камня, ножниц и бумаги» восходит к династии Хань в Китае. Изначально игра называлась «команды рукой», а составляющие имели другие названия: «Лягушка, слизняк и змея». Как и в сегодняшней версии, выбор показывался жестами: большой палец символизировал лягушку, мизинец – слизняка, а вытянутый указательный палец – змею.
В течение сотен лет «команды рукой» были исключительно китайской игрой, но, как вы уже догадались, сегодня она обошла весь мир и на своем пути претерпела некоторые странные изменения.
В 1700-х годах народ Японии впервые познакомился с китайской игрой, там она сменила название на дзян-кэн. Изменились и персонажи. В исторической японской версии лиса (так называемая кицунэ) бьет вождя деревни, вождь деревни бьет охотника, а охотник бьет лиса.
«Цу-е-фа» глубоко укоренилась в японской культуре. Она часто используется для разрешения споров или помогает принимать важные решения в сфере бизнеса, политики и технологий. Возможно, многие японские иммигранты, которые прибыли на западное побережье Соединенных Штатов, привезли с собой дзян-кэн.
Широко известна история о японском бизнесмене по имени Такаси Хасияма. В 2005 году он решил продать свою внушительную коллекцию произведений искусства, и два именитых аукционных дома боролись за его сокровища. Он не мог решить, какой из двух домов использовать, поэтому попросил представителей от каждого сыграть в дзян-кэн, чтобы помочь ему принять решение. Такаси настаивал: «Я считаю, что это лучший способ сделать выбор между двумя одинаково хорошими и авторитетными аукционными домами».
«Кристис» стал ножницами, а «Сотбис» – бумагой. Победа «Кристис» принесла аукционному дому несколько миллионов долларов в виде комиссионных от продажи картин. Это одна из самых дорогих известных сделок, осуществленная с помощью игры.
Из Японии игра распространилась по всей Азии. В Индонезии она, правда, приняла несколько жуткий характер. Судите сами. Вместо безобидных предметов были слон, затаптывающий человека насмерть, сам человек и уховертка. Именно последняя в представлении индонезийцев делала жуткие вещи – забиралась в хобот слона, чтобы полакомится его мозгом, свести с ума или убить. В общем, не игра, а страшилка какая-то...