Приказ есть, но как его выполнить?

№ 45 от 6 декабря 2019 года


Иногда какой-то, казалось бы, немудрящий ведомственный документ вызывает у десятков тысяч людей такой ажиотаж – мама не горюй! Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №521н от 23 июля 2019 года «Об утверждении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены» – один из таких нормативных актов, который наделал много шума.

Инвалиду на электроколяске будет затруднительно доставить ее на экспертизу

Суть требований приказа проста, но пользователям ТСР их исполнить – чрезвычайно сложно. Там два момента. Человек с инвалидностью или родители детей-инвалидов, если есть на то рекомендации в ИПРА, имеют законное право приобрести за свой счет кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа) или с электроприводом, или малогабаритные, а также протезы и ортезы (только на эти ТСР распространяется приказ №521н) и подать документы в филиал фонда социального страхования по месту жительства на оплату. При этом выплатят только стоимость подобных изделий, которая обозначена в последнем госконтракте на поставку такого ТСР через ФСС. Много лет такая схема действовала, и большинство людей она вполне устраивала. Теперь в простой механизм: купил изделие – получил фиксированную компенсацию его стоимости – внедрен сложный узел. Купил? Предоставь коляску, протез или ортез на медико-техническую экспертизу в ФСС. Там и решат, то ли именно изделие ты приобрел, которое прописано в ИПРА? Эта комиссия будет также определять, достаточно ли изношены коляска, протез или ортез, чтобы производить замену изделий по истечение сроков их эксплуатации. А как это узнать? Естественно, коляску, протез или ортез нужно физически доставить до этой комиссии. А если ТСР уже сломаны? На чем дойти или доехать? А если ты сам приехал на коляске или «прискакал» на протезе или ортезе – по логике, значит, они годны к эксплуатации! В общем, с приказом этим опять нагородили огород. Естественно, в стане людей с инвалидностью возникло недовольство. В правительство покатились петиции об отмене этого злополучного нормативного акта.
В одном из воззваний родители детей-инвалидов справедливо пишут, что они и так сталкиваются с чередой проблем при установлении инвалидности и разработке ИПРА: обследования в поликлинике, потом врачебная комиссия там же, потом медико-социальная экспертиза. К походу на нее дети уже обследованы, осмотрены и получены необходимые рекомендации от специалистов, но эксперты МСЭ еще раз все проверяют и перепроверяют. А это порой десятки всевозможных обследований и экспертиз. И только после этого разрабатывается Индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида. Все, что вписывается в эту программу, призвано восполнить или восстановить утраченные функции организма. Коляски, протезы и ортезы – это любому понятно – рекомендованы инвалидам с тяжелыми степенями ограничения жизнедеятельности. Соответственно, эти дети, а также и взрослые, нуждаются в постоянном уходе, медицинской помощи, и передвигаться им крайне сложно. Личный транспорт из них имеют единицы. Теперь эти тяжелобольные люди будут вынуждены каким-то образом везти ТСР на экспертизу – сами, с помощью друзей или родственников, а если это дети-инвалиды – с помощью родителей. А смысл? Коляски, протезы и ортезы, которыми пользуются инвалиды, подбираются индивидуально с учетом их здоровья и физического состояния, основные параметры заложены уже в ИПРА. Сроки использования технических средств ранее определены Приказом Минтруда России №85н от 13 февраля 2018 года, а также паспортами этих технических изделий. Что еще нужно?
Родители говорят: чиновники, наверное, могут обосновать – зачем нужна такая дополнительная экспертиза и сетуют – ну какие еще они проверки и перепроверки для инвалидов придумают? А ведь для этого еще нужно создать армию экспертов и потратить на это бюджетные средства. Но это никак не улучшит жизнь простой семьи, в которой живет человек с ограниченными возможностями здоровья! Когда разрабатывался и принимался приказ №85н о сроках использования ТСР, всесторонне изучались технические средства, рекомендации производителей, рост, вес человека с инвалидностью и так далее. Так какой смысл в создании еще одной комиссии по экспертизе, теперь уже медико-технической? Похоже, только один: сократить расходы на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. А вот, скажем, кто будет нести ответственность, если не дай бог что-то случится, за безопасность пользования техническим средством реабилитации после истечения срока использования протеза, ортеза или коляски?
Колясочник со стажем, инвалид 1 группы Алексей Майоров из Казани тоже возмущен этим приказом: «Попробуй-ка довезти до комиссии электроколяску весом под сто килограммов? В легковушку и не загрузить. Городским-то жителям будет очень сложно это сделать, а в сельской местности – вообще гиблое дело. Если и делать комиссию, то выездную – пусть приезжают домой и обследуют. К тяжелым инвалидам приезжают ведь специалисты МСЭ, чтоб провести экспертизу. Но будет ли предоставлен такой сервис?»
Сплошные вопросы, почву для которых дал принятый впопыхах приказ.
Владимир ГАРАНИН