warning: cal_days_in_month(): invalid date. in /home/m/mgtata/public_html/sites/all/modules/archive/archive.module on line 106.


Тот случай, когда чем раньше, тем лучше

№ 1 от 10 января 2020 года


Ребенок никак не реагирует на свое окружение, не идет на контакт даже со своей с мамой! И вдруг после занятий со специалистами Казанского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» малыш начинает самостоятельно ходить, обслуживать себя, осмысленно говорить, хорошо контактирует с людьми. И все это благодаря своевременно оказанным услугам ранней помощи.

По словам директора центра Натальи Трифоновой, нуждается или нет ребенок в ранней помощи, решает межведомственный консилиум. В него входят представители органов здравоохранения, образования, социальной защиты. Они рассматривают каждую конкретную кандидатуру и определяют, какая именно команда специалистов будет заниматься с ребенком. В «Апрель» в основном направляются дети с аутизмом и множественными нарушениями развития. Алгоритм работы с каждым ребенком индивидуален. Например, полуторагодовалый Михаил С. явно отставал в развитии. Врачи признавали у него расстройство аутистического спектра. При первичной диагностике в «Апреле» выяснилось, что мальчик очень тревожный, не сходит с маминых рук, у него сложности с передвижением, самостоятельно не кушает, не разговаривает: либо молчит, либо кричит и плачет. Была назначена корректирующая программа: в первую очередь, подключили инструктора ЛФК, специалиста по ранней коммуникации, психолога. С Мишей занимались очень кропотливо. Его учили самостоятельно держать ложку и кушать, учили от памперсов переходить к горшку, а от горшка – ходить в туалет на унитаз. Очень долго мальчика учили говорить. Сначала подобрали для него альтернативные средства коммуникации – карточки с изображением предметов (технология ПЕКС), с помощью которых он показывал, что хочет или не хочет. Теперь Мишу понимают не только домашние, но и родственники или специалисты медицинского центра в Санкт-Петербурге, куда он ездил на обследование и лечение. Там удивились: за сравнительно короткий период такой хороший результат! Сейчас мальчик себя обслуживает сам, четко разговаривает, у него хорошее понимание и самое главное – нет инвалидности. Ходит в обычный детский сад. 
Специалисты центра «Ап­рель» подчеркивают: лучший реабилитационный эф­фект у детей наблюдается в том случае, когда сами родители и окружение активно способствуют процессу приобретения ребенком с отклонениями в развитии необходимых в жизни навыков. Методист центра Фируза Луконина привела такой показательный пример. Когда двухлетний Султан Ш. с мамой пришел в центр на реабилитацию, он вообще вокруг никого не замечал: был сам в себе. У него была одна любимая игрушка, которую он все время теребил и грыз. Провели диагностику, подключили команду специалистов: по сенсорной интеграции, нейропсихолога. У ребенка оказалось много сенсорных нарушений. Использовали методику сенсорной интеграции, компоненты нейропсихологической программы. Все это помогло Султану. Мама со слезами на глазах говорит: ребенок раньше бесцельно ходил из угла в угол, сейчас он подходит к ней, берет за руку. Мальчик пока не говорит, но его научили жестам, подобрали альтернативные средства коммуникации – те самые карточки ПЕКС. С их помощью родители составляют для Султана визуальное расписание, которое помогает мальчику понять, что он будет делать в течение дня. На очередном этапе к работе команды специалистов подключился игровой терапевт и обучил маму приемам игрового взаимодействия с ребенком, после этого Султан стал играть с мамой, папой и старшим братом в сюжетные игры – а это так важно в развитии малыша. Эрготерапевт подсказал, как обустроить игровую комнату, какая там должна быть мебель, какую посуду подобрать. У мамы в планах на будущий год отдать сына в общеобразовательный детский сад, а самой пойти работать. Это ли не победа?
Ради этого и трудятся специалисты центра «Апрель», у которых наивысшая задача: сделать ребенка самостоятельным, контактным, с перспективами войти в жизнь минимально безболезненно и, что самое важное, – улучшить качество жизни семьи в целом.
Владимир ГАРАНИН

 

 

Юлия АБДРЕЕВА, заместитель министра труда, занятости и социальной защиты РТ
«Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» утверждена распоряжением Правительства РФ в 2016 году. Ее цель – профилактика детской инвалидности, улучшение здоровья и качества жизни детей-инвалидов. Сейчас разрабатываются нормативно-правовые документы, происходит их апробация в пилотных регионах России. Для успешного развития этой идеи в нашей республике в сентябре прошлого года принято Постановление Кабинета министров РТ «О реализации пилотного проекта по организации системы оказания услуг ранней помощи в Республике Татарстан». В его рамках отрабатывается межведомственное взаимодействие системы оказания услуг ранней помощи в Казани, Набережных Челнах, Тукаевском и Высокогорском районах. Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Апрель» здесь выступает ресурсным центром.