Водитель на тротуаре или пешеход на проезжей части?

№ 6 от 14 февраля 2020 года


Человек, передвигающийся на инвалидной коляске – кто это: пешеход или водитель? Странный вопрос, не правда ли? Уже слышу многотысячный хор: конечно же, пешеход, какие могут быть сомнения! И вроде бы логично: инвалидное кресло – техническое средство реабилитации, компенсирующее человеку с поражением опорно-двигательного аппарата его невозможность передвигаться в поступательном направлении. Но не спешите с ответом на эту «загадку».

Ведь однозначно разгадать ее не может даже сотрудник ГИБДД (проверено!), самый, казалось бы, компетентный человек в этом деле: ведь понятия «пешеход» и «водитель», если можно так выразиться, «дорожные» и, соответственно, на них распространяются Правила дорожного движения. А что там про них говорится? Давайте почитаем.
«Пешеход» – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства». Кажется, что все предельно ясно, и даже про инвалидные коляски говорится. Далее: «Водитель» – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению». Здесь ключевая фраза «управляющее каким-либо транспортным средством». Гужевую повозку отметаем в сторону. Остается – «Механическое транспортное средство» – транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины». Здесь основополагающее слово – двигатель.
Выходит, что инвалидная коляска с электродвигателем (редко – небольшим мотором внутреннего сгорания) – это транспортное средство, а человек, управляющий ею (джойстиком или рулем) – водитель? И путь на тротуар ему заказан? Он должен двигаться вместе с остальным транспортным потоком по проезжей части дороги и знать правила дорожного движения, возможно, иметь даже водительское удостоверение? Абсурд? Возможно. И если обычная инвалидная коляска без двигателя вопросы не вызывает – все-таки это пешеход, а вот с инваколяской, которую «толкает» мотор, ясно одно – что-то здесь не так.
Нужно сказать, что моделей и разновидностей инвалидных колясок – великое множество. Есть комнатные или активные, приводимые в движение руками при помощи обручей, есть прогулочные рычажные, есть хэндбайки (ручные велосипеды) с цепной передачей, развивающей скорость до 40 километров в час. Я на одной такой покорил «Золотое кольцо России». Естественно, между Владимиром и Суздалем, как и другими городами «кольца», передвигался, в основном, по автомобильным дорогам федерального значения. Среди электроколясок тоже огромная градация – есть компактные (похожие на комнатные) с мотор-колесом, есть и большие – наподобие квадроциклов – «Майры», с легкостью преодолевающие 80-километровые расстояния на скорости до 10-15 километров в час.
Это может на первый взгляд показаться – ничего тут «такого» нет. Ну, ездит человек с инвалидностью на «электричке» (обиходное название электроколяски), все уже привыкли. Но если строго следовать ПДД, такой человек-водитель, выписывающий траектории по тротуару, – злостный нарушитель: можно ему «впаять» пять тысяч штрафа за то, что он едет вне проезжей части. Да что там – тротуар, этот водитель без зазрения совести заезжает на своем транспортном средстве в торговый центр, аптеку, в учреждения и театры. И паркует «электричку» у себя в квартире или в доме! А случись дорожно-транспортное происшествие на тротуаре или вне его? Вот уж будет простор для юристов в трактовании: кто виноват и что делать?
Но шутки шутками, а что думают по этому поводу сами водители... ой, или пешеходы – пока и разобраться невозможно! – с инвалидностью? Писательница Лилия Загретдинова из Альметьевска говорит: «Для ежедневного передвижения по городу я использую электроколяску. Это мои ноги, средство мобильности и активности. Согласно современным ПДД, инвалиды на механических инвалидных колясках с ручным приводом признаются пешеходами. А вот инвалиды, использующие коляску с электроприводом, относятся к участникам дорожного движения и пешеходами не считаются. Но разве это не явное противоречие и ущемление наших прав? Можем ли мы, колясочники-спинальники и шейники, передвигаться по дороге, уверенные в собственной безопасности, не собьют ли нас водители? Не вызовем ли мы аварию, выйдя на дорогу? Согласно букве закона, я не имею права передвигаться по пешеходным и велосипедным дорожкам, а также другим зонам, предназначенным для пешеходов. Но я это делаю почти каждый день: езжу в магазины, театр, к друзьям, просто гуляю. Ведь это так здорово – ощущать радость передвижения! Благо на моей практике еще не было случая остановки и штрафа за езду по велодорожкам, хотя доблестные служащие ГИБДД формально могут меня наказать рублем!»
Компьютерщик Александр Калашников из Казани недоумевает: «Ну пусть меня признают водителем, а до проезжей части я что – на крыльях должен долететь? Естественно, из квартиры на лифте, потом на подъемнике я выезжаю на пешеходную дорожку перед домом, потом по ней же еду до остановки, заезжаю по откидной аппарели: я – водитель! – в автобус и троллейбус. И меня шоферы этих транспортных средств везут дальше. Понятна же несуразность всей этой ситуации: колясочника считать водителем!»
Юрист Олеся Захарова из Набережных Челнов рассуждает так: «Я совсем недавно стала счастливой обладательницей электроколяски. Пока стараюсь избегать выездов на проезжую часть, но все чаще понимаю, что без этого не обойтись, увы. Конечно, хоть на ногах, хоть на электроколесах, но мы – пешеходы. И в этой связи появляется еще один повод привлечь внимание госорганов, в том числе ГИБДД, к обеспечению реализации наших прав на безопасность передвижения не просто как инвалидов, но и как пешеходов, ведь наш выезд на дорогу – вынужденная мера, зачастую вызванная недоступностью среды, дорожной инфраструктуры. То, что по ПДД электроколяска считается транспортом – это дурь. Как водитель я заеду в магазин, да? И как водитель я заявлюсь в поликлинику, в театр, в институт? Получается, мои маршруты должны ограничиваться проезжей частью, ведь заехать во все эти организации я не имею права».
Ведущая Дарья Кузнецова из Москвы говорит однозначно: «Я считаю, что человек на электроколяске должен считаться пешеходом и пользоваться соответствующими зонами движения. В первую очередь, ради его собственной безопасности. Человек на коляске на открытой дороге не будет защищен, не сможет подать сигналы другим водителям, а, значит, будет нарушать правила и подвергать себя и других участников дорожного движения опасности. На мой взгляд, нам всем необходимо соблюдать ПДД».
Общественный деятель и предприниматель Павел Кочкарев, юрист Александр Шумков, писатель Михаил Гоголев также высказались определенно: человек, передвигающийся на инвалидном кресле – любом (с двигателем или без), – это пешеход!
Справедливости ради надо сказать, что в прежней редакции ПДД в определении «пешеход» звучало более категоричная фраза: «лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя». В новой редакции ПДД, утвержденной постановлением Правительств РФ от 24 ноября 2018 года № 1414, «без двигателя» вычеркнуто. Но ведь за пару дней до принятия постановления формулировка была ясной и безапелляционной – ее даже распространили в пресс-релизах для СМИ. Вот как, например, информационное агентство «РИА новости» поспешило написать: «Внесенными в правила изменениями также уточнено понятие «пешеход». К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, приводимых в движение двигателем». Увы, видимо, буквально перед подписанием документа основополагающую фразу «приводимых в движение двигателем» вычеркнули. Дескать, и так понятно – инвалидная коляска и в Африке инвалидная коляска. При этом понятие «Механические транспортные средства» осталось неизменным, а согласно ему та же электроколяска (у нее двигатель) однозначно считается таковым. Очевидно, что необходима еще одна редакция ПДД, где в исследуемой нами фразе с учетом «особого» статуса пешеходов должно быть записано «лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, в том числе приводимых в движение двигателем». Всего-то! Зато и в ПДД будут расставлены все точки над «i», и на душе у всех будет спокойнее.
Владимир ГАРАНИН