Технические средства реабилитации:что рекомендуют сами инвалиды?

№ 8 от 28 февраля 2020 года


В декабре прошлого года прошло заседание Совета по делам инвалидов при Президенте РТ по вопросу «Об организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в РТ». Там наряду с заинтересованными ведомствами присутствовали представители общественных организаций инвалидов, еще более заинтересованные в наведении порядка в этой непростой сфере. На самом совещании было сломано немало копий, в итоге условились, что все, в том числе и общества инвалидов, до конца марта должны прислать свои рекомендации по решению многих вопросов, связанных с обеспечением людей с инвалидностью ТСР.

Свои мысли по этому поводу должна представить и Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов. Недавно в этой связи прошло деловое обсуждение с участием председателя ТРО ВОИ Рифата Ганибаева, сотрудников аппарата организации и активистов этого общественного объединения, в итоге сформулировали достаточно дельные рекомендации – выстраданные, рассмотренные со всех сторон.
Скажем, предлагалось найти способ реализации права человека с инвалидностью на отказ от предоставляемого ТСР. Не принимать ТСР, если оно не соответствует индивидуальной программе реабилитации и абилитации или ГОСТу, льготник может и сейчас, не подписав акт сдачи-приемки товара, который привозят на дом. Но здесь нужна обратная связь. Многие предложили: в этом акте около графы «Подпись получателя» нужно предусмотреть окошечко «Причины отказа», в которую инвалид может вписать свои претензии. Сотрудники ФСС потом могли бы тщательно проанализировать эту причину и найти обоюдовыгодный вариант решения проблемы. Бывает, в изделии выявляется скрытый дефект, следовательно, нужен ремонт или замена, разумеется, за счет производителя. Сейчас в акте есть графа, выделенная полужирным шрифтом: не довольны качеством товара – звоните на горячую линию. Разве это выход из положения?
Рассуждая об индивидуальном подборе ТСР, участники разговора высказались, что какие-то основные параметры уже заложены в ИПРА. Но у каждого человека свои потребности. При ФСС сейчас есть комиссии медико-технической экспертизы, вот этой структуре через соответствующее изменение в положение о ней, возможно, необходимо вменить в обязанности при необходимости (не всем инвалидам это нужно, многие довольствуются и тем, что выдают сейчас) проводить эту экспертизу. Конечно же, комиссия должна учитывать мнения людей с инвалидностью.
Дольше всего обсуждали вопрос постгарантийного обслуживания ТСР. Это, несомненно, общефедеральная проблема. У каждого изделия есть свой гарантийный срок, как, например, у телевизора, велосипеда. При этом у торговых центров есть централизованные сервисные центры (скажем, при поломке техники, купленной в «М-видео», «Эльдорадо» и других торговых сетях отвозишь на ремонт в один такой общий центр), где группируются товары определенных производителей, с которыми у магазинов через договора налажен прямой контакт. Требуется гарантийный ремонт – фирмы-изготовители производят его за свой счет, включая транспортные расходы по доставке комплектующих и так далее. Почему бы Фонду социального страхования по аналогии с торговыми центрами на договорных началах не сделать такие же центры для гарантированного обслуживания и ремонта ТСР? И в этих центрах предусмотреть штат сотрудников, включая протезиста-ортопеда, который квалифицированно сможет определить степень поломки изделия. И этот момент записали в качестве рекомендации.
Обсуждая вопрос досрочной замены ТСР, все были солидарны в том, что в этом случае необходимо изменение федеральных подзаконных актов. При этом некоторые антропологические изменения (например, ребенок вырос из ортопедических ботиночек) вполне может установить та же комиссия медико-технической экспертизы. Она же сейчас определяет, способны ли коляски, протезы и ортезы служить больше положенного срока? Почему они не могут отслеживать обратный процесс? К тому же МСЭ может вносить изменения по некоторым параметрам уже рекомендованных ТСР, эта процедура по новому законодательству упрощенная.
Вопрос совершенствования обеспечения людей с ампутацией протезами и опорников ортопедической обувью тоже весьма непрост, в нем немало подводных камней. Например, в последнее время в практике ФСС участились случаи предоставления людям с поражением опорно-двигательного аппарата малосложной обуви, хотя в ИПРА у них предусмотрена сложная. Это настоящий подлог и такую практику следует прекратить. Изготавливать сложную ортопедическую обувь нужно сугубо по индивидуальным меркам (это штучный товар), которые нужно проводить не менее трех раз, включая день предоставления изделия. Рифат Ганибаев настаивал на том, чтобы во время госзакупок не раскидывать лоты по мелким фирмам, а поручить изготовление протезно-ортопедических изделий государственным предприятиям, которые яв­ляются уникальным сегментом производства, имеющим наиболее выверенную технологию изготовления таких изделий, штат специалистов и картотеку получателей. Но тут потребуется соответствующая поправка в закон о госзакупках.
Еще одна дополнительная рекомендация от участников обсуждения: возможно, данные по параметрам протезов, ортезов и других ТСР заложить в электронный федеральный реестр инвалидов, оператором которого является Пенсионный фонд РФ. В итоге заинтересованные ведомства всегда смогут иметь такую оперативную и выверенную информацию по каждому федеральному льготнику.
Говоря об установлении четкого порядка обеспечения санкурлечением, все в один голос отметили, что здесь должен быть не столько четкий порядок, сколько достаточное финансирование. Электронная очередь давно уже существует. Там все видно, как на ладони: какой по счету человек в этом списке. Видно там и другое – движется очередь крайне медленно. Но это смежная проблема медиков и службы МСЭ: именно они, беря во внимание физическое и психическое состояние человека с инвалидностью, должны четко определять периодичность предоставления профилактического санкурлечения – скажем, раз в два года, раз в три года. И это необходимо прописывать в ИПРА, тогда будет основание жаловаться, а соответствующим ведомствам – как-то реагировать. Сейчас все это расплывчато: человек нуждается в санкурлечении, а насколько часто – непонятно... Участники обсуждения рекомендовали добиваться записи о периодичности санкурлечения в ИПРА, выйдя с инициативой об изменении федеральных подзаконных актов.
Самой «легкой» для исполнения представляется рекомендация по совершенствованию работы горячей линии по ТСР. Здесь необходимо по каждому звонку проводить аудиозапись, регистрировать и отвечать устно, а при желании клиента – письменно на каждую претензию. Нужно наладить обратную связь.
Такую же связь, похоже, нужно налаживать и самим общественным организациям: быть в постоянном конструктивном взаимодействии с Фондом социального страхования. Тогда и многие проблемы отпадут сами собой.
Владимир ГАРАНИН