Платные дороги для «особых» водителей – безвозмездно

№ 9 от 6 марта 2020 года


Как корректируются законодательные акты? Инициатор – какая-то организация, депутатская фракция или кто-то еще – выявляет кричащую проблему, которую нужно решить, и готовит законопроект о внесении изменения в действующее законодательство.

Недавно такой предварительный документ о безвозмездном пользовании­ платными дорогами автомобилистами-инвалидами, подготовленный депутатом Госдумы РФ Игорем Лебедевым и другими, для информирования и обоснованных предложений получила Татарская республиканская организация Всероссийского общества инвалидов. Состоялось его обсуждение с активом этой организации.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что на сегодня протяженность платных автомобильных дорог России 1,5 тысячи километров. Они выступают связующим звеном между региональными и федеральным центрами, благодаря которым, действительно, имеется возможность значительного сокращения времени, проведенного в пути, по сравнению с альтернативными бесплатными дорогами общего пользования, за счет повышенного скоростного режима, отсутствия светофоров, населенных пунктов и других факторов.
От платы за проезд по таким дорогам освобождается транспорт общего пользования, кроме такси, междугородных и международных автобусов, спецтранспорт пожарной охраны, полиции, медицинской скорой помощи, аварийно-спасательных служб и другие. При этом, несмотря на активное развитие в нашей стране системы платных дорог, льготный проезд по таким дорогам для инвалидов не предусмотрен. Разве это справедливо? Создание и обеспечение инвалидам условий доступности объектов и услуг – одна из приоритетных задач органов власти России всех уровней, этот пробел в законодательстве явно должен быть устранен. К тому же он направлен на социальную защиту этой категории граждан. Плюс ко всему реализация этого закона не потребует каких-то дополнительных расходов.
По словам председателя ТРО ВОИ Рифата Ганибаева, с 1 июля 2020 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которым сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида или ребенка-инвалида, размещаются в федеральном реестре инвалидов на основании заявления инвалида, поданного в Пенсионный фонд РФ. И, несомненно, эта законодательная инициатива депутатов Госдумы РФ, предусматривающая внесение изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» окажется «в тему», ведь она направлена на предоставление возможности бесплатного проезда по платным автомобильным дорогам транспортным средствам, управляемым инвалидами, и машинам, перевозящим инвалидов или детей-инвалидов. Идентифицировать в транспортном потоке их будет легко: на таких спецавтомобилях установлен опознавательный знак «Инвалид», и информация об этих транспортных средствах внесена в федеральный реестр инвалидов.
Правда, формулировку «транспортные средства, управляемые инвалидами, и транспортные средства, перевозящие инвалидов и (или) детей-инвалидов, если на указанных транспортных средствах установлен опознавательный знак «Инвалид» и информация об этих транспортных средствах внесена в федеральный реестр инвалидов», участники обсуждения, в частности, координатор программ развития ТРО ВОИ Тагир Сабиров, предложили дополнить словами – «инвалидами 1, 2 и 3 групп». И направить это как предложение инициаторам, поскольку до сих пор еще встречаются разногласия в нормативных документах. В ПДД, например, преференции дают только наиболее «тяжелым» инвалидам 1 и 2 групп. И такой акцент на группы об инвалидности просто необходим.
Известный автопутешественник «на группе» Вадим Якунин из Казани считает, что такие изменения в законодательстве просто необходимы. Он порой в течение двух суток проезжает до двух тысяч километров по обычным дорогам. Если бы то же самое расстояние можно было преодолевать по современным платным магистралям – а у него такие параллельные маршруты встречались, – то по времени это получалось бы на треть быстрее.
Владимир ГАРАНИН