Правая или левая сторона?

№ 13 от 3 апреля 2020 года


В России автомобили передвигаются по правой стороне проезжей части. Мы привыкли к такому положению вещей и не представляем, что где-то может быть по-другому.

Путешественники знают, что в Японии, Индии, Австралии и некоторых других странах автомобили ездят по левой стороне. Но по какой причине эти государства официально приняли левостороннюю модель движения?
Основным фактором, влияющим на выбор движения по левой или правой части дороги, является то, что большая часть людей на планете правши. Для них удобнее при транспортировке предметов закинуть их на правое плечо. Осла или мула вести, держа узду справа. Чтобы не задеть повозкой или мешком другого пешехода, человек с грузом должен идти по правой обочине дороги. Для разъезда двух карет возчик должен был крепко натянуть поводья с той стороны, в которую направляет животное. Так как у правшей сильнее правая рука, кучерам удобнее тянуть вожжи вправо.
Для экипажа с кучером, сидящем непосредственно на лошади, также удобен правосторонний разъезд. Это связано с тем, что управлять главной лошадью проще правой рукой. В некоторых местностях кучер располагался на лошади, запряженной справа. В этом случае движение было левосторонним, так как главную лошадь для разъезда приходилось бить по бокам хлыстом. Во времена ношения мечей воинам было удобно располагаться у левой колеи, так как ударная рука была всегда наготове.
Еще в древности люди начали упорядочивать дорожное движение. В римских каменоломнях на территории Великобритании на левой стороне дороги, ведущей из карьера, была выбита значительная колея. Это означало, что слева двигались наполненные телеги с грузом, а пустые и легкие телеги для погрузки возвращались по противоположной колее.
В городах и деревнях также было принято левостороннее движение, потому что силовое преимущество было на стороне рыцарей и всадников на лошадях. После наступления мирного времени, когда люди перестали бояться за свою жизнь, начали переходить на правостороннее движение.
В России традиция передвигаться по правой стороне впервые была узаконена в России в 1752 году указом Елизаветы I. В 1756 году в Англии приняли билль о левостороннем движении по Лондонскому мосту. Спустя 20 лет был принят английский «Дорожный акт», диктующий, что машины должны ехать по левому краю дороги на всех дорогах Англии. К концу XVII столетия правило о приоритете левой стороны окончательно укоренилось и в Японии. В конце XVIII века Великобритания внедрила движение по левой стороне во всех своих колониях и подвластных землях.
Большой вклад в формирование правосторонней культуры езды внесла Франция. Все страны, находящиеся в оппозиции к Великобритании во главе с ее давним противником – Францией, подписали документы о правостороннем движении. В 1789 году был принят декрет о том, что дорожному транспорту Франции следует двигаться по правой стороне. Последователями французской дорожной культуры стали итальянцы, испанцы, поляки, германцы, швейцарцы, голландцы и другие союзники.
По левой стороне долго передвигались в США, пока французский генерал Жильбер де Лафайет не убедил американский Конгресс в разумности скорейшего принятия правостороннего движения.
В XIX-XX веках осуществлялся постепенный переход различных стран к удобной модели дорожного регулирования. В 1967 году изменения в дорожное право своей страны внесла Швеция, поставив точку в процессе формирования принципов дорожного движения в мире.