Глухие водители: как не нарваться на штрафы

№ 16 от 24 апреля 2020 года


Глухие водители транспортных средств, живущие в разных регионах России, с недавних пор ощутили на себе прессинг со стороны сотрудников Госавтоинспекции: их стали штрафовать за то, что они не носят слуховой аппарат во время управления автомобилем. При этом гибэдэдешники указывают на запись в водительских правах, где предписано ношение этого техсредства, и ссылаются на нормативные документы.

Председатель Татарского республиканского отделения Всероссийского общества глухих Венера Гаулстон тоже столкнулась с такого рода жалобами от инвалидов по слуху. Скажем, к ней обратился глухой житель из Альметьевска Николай М. Он решил обучиться на водителя. Когда проходил медкомиссию, оториноларинголог в медсправке ему почему-то прописал управлять машиной только со слуховым аппаратом. А он чисто глухой, никогда в жизни этим техсредством не пользовался – попросту нет смысла. Парень на это предписание внимания не обратил. После обучения в автошколе ему выдали водительские права, и в них указано – ездить со слуховым аппаратом. Когда инспекторы ГИБДД его останавливали, представьте себе, проверяли – есть ли у него слуховой аппарат? А откуда ему быть? Николая даже как-то чуть не оштрафовали. Потом он «поумнел», начал носить неработающий слуховой аппарат. Но это ему порядком надоело. Глухому водителю знакомые посоветовали заново пройти медкомиссию, и он сделал это. Так что у него сейчас все в порядке.
Инвалидам по слуху надо знать постановление Правительства РФ №1604 от 29 декабря 2014 года «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». Там сказано, что полностью глухие люди могут управлять транспортом категорий «A», «M», «B», «BE», подкатегории «A1», «B1». То есть для управления легковым автомобилем или мотоциклом ношение слухового аппарата не требуется. При снижении слуха ниже разрешенного уровня можно управлять транспортными средствами категорий «C», «CE», «D», «DE», «Tm» или «Tb», подкатегории «C1», «D1», «C1E» или «DIE» при условии компенсации слуха до разрешенного уровня с помощью индивидуальных средств реабилитации. Что подразумевает разрешенный уровень? Это восприятие разговорной речи на одно или оба уха на расстоянии менее 3 метров, шепотной речи – на расстоянии 1 метра или менее, независимо от способа компенсации потери слуха. То есть люди с нарушениями слуха могут водить грузовик, автобус, троллейбус и трамвай – при условии ношения слухового аппарата или кохлеарной имплантации.
Однако были проведены исследования, которые доказали, что наличие или отсутствие слухового аппарата никак не влияет на процесс вождения по причине сплошной герметизации транспортного средства. Проще говоря, в салоне современных авто глухо, как в танке.
Так что, по логике вещей, глухим водителям, которые пользуются легковыми автомобилями или мотоциклом (таковых большинство), пользоваться техсредствами совсем не обязательно. А вот решившим сесть за руль грузовика, согласно постановления №1604, надо. Либо общественность ВОГ должна выйти с инициативой об исключении из документа положения об обязательном ношении аппарата, чтобы дорожные инспекторы никаких дополнительных требований к глухим не предъявляли и не штрафовали.
Подготовил
Владимир ГАРАНИН