И «веселые старты», и квесты – с соблюдением дистанции

№ 30 от 21 августа 2020 года


В этом году пандемия коронавируса внесла в летние каникулы свои коррективы. Но не зря говорят, что лето – это маленькая жизнь, даже в таких непростых условиях. Интересные события, о которых можно будет потом вспоминать целый год, никто не отменял. А как проводят каникулы воспитанники социальных приютов республики? Ведь эти дети нуждаются в новых позитивных впечатлениях больше, чем их благополучные сверстники.

В Нижнекамском социальном приюте для детей и подростков «Балкыш» сейчас находятся на реабилитации 43 ребенка, большинство школьники. В течение двух месяцев приют, как и все стационарные социальные учреждения республики, жил в условиях строгой самоизоляции. Сейчас новых воспитанников начали принимать. Но ситуация по-прежнему далека от привычной: ребята не могут выходить за ворота, встречи с родителями только через забор под присмотром специалистов, визиты волонтеров и благотворителей исключены. Нет ни веселых праздников с клоунами, ни походов в кафе или на ближайшую речку с палатками. Но лето есть лето, поэтому сотрудники стараются, чтобы мальчишки и девчонки получали недостающие новые впечатления в стенах учреждения. Для этого здесь разработали несколько социально-реабилитационных программ.
– Их главная задача – продолжение работы по активной социализации воспитанников, даже в этих непростых условиях, – рассказывает завотделением социальной реабилитации Гульназ Баширова. – Такая вынужденная изоляция, конечно, дается ребятам тяжело: они хотят сходить в кино, в парк аттракционов, вживую пообщаться с одноклассниками, обняться с родителями. Поэтому многократно возросла нагрузка на наших психологов Зинаиду Храмову и Тамару Цыбину, которые ежедневно проводят индивидуальные занятия по эмоциональной разгрузке – в сенсорной комнате, сухом бассейне, с применением технологий песко-, сказко-, арт-, ароматерапии. Привлекаем их и к другим реабилитационным занятиям.
Коронавирус добавил такие сложности в работе, как соблюдение дистанции между воспитанниками. Приходится организовать все так, чтобы даже на прогулках группы детей не соприкасались. Посещение столовой строго по минутам. Все занятия – малыми составами или индивидуально, в своих помещениях: специалисты сами сюда приходят. Спортзал, музыкальный класс, актовый зал – все это пока осталось в прошлом. Но даже в таких непростых условиях персонал делает все, чтобы ребята осваивали новое, чтобы процесс их реабилитации шел по нарастающей.
– В рамках программы «Будущие защитники» по формированию патриотизма у воспитанников мы провели, например, такое интересное мероприятие, как «Школа будущего спасателя», – рассказывает Гульназ Баширова. – В простой и увлекательной форме показывали ребятам, как оказывать первую доврачебную помощь, дети узнавали, что делать в случае тех или иных внешних катаклизмов. А по программе «Здоровое поколение» у нас состоялся праздник спорта и здоровья, посвященный Дню физкультурника. Были эстафеты, состязания, шахматный турнир. Запомнился детям и праздник «Игры нашего двора», который мы провели по программе пропаганды национальных традиций «Радуга Татарстана». Мальчишки и девчонки играли, дегустировали национальные блюда, которые приготовили под руководством воспитателей старшие воспитанники.
В рамках программы «Радуга Татарстана» в приюте действует кулинарный кружок «Смак». Еще работают кружки по изучению татарского языка для самых маленьких, по столярному делу, ритмопластике, декоративно-прикладному творчеству, гарденотерапии. Ребята ухаживают и за своими клумбами, следят за порядком на верандах на территории приюта, поливают комнатные цветы. Отдельное направление – это дистанционные мастер-классы, которые для воспитанников приюта снимают сотрудники городских библиотек. Недавно, например, делали панно из бумаги, разучивали танцы. В каждой группе занятия начинаются с 9 утра и продолжаются с перерывами до 5 вечера.
– Мы стараемся, чтобы воспитанники были постоянно заняты, это не дает им скучать, позволяет сохранить позитивный микроклимат в коллективе, – подчеркивает Гульназ Баширова. – В итоге мы видим серьезные улучшения в состоянии воспитанников. Взять хотя бы 7-летнюю Дашу и 5-летнего Славу. Они оказались в приюте, потому что их матери понадобилось срочное лечение в стационаре. Но после выздоровления женщина запила и про своих детей забыла, горе-папаша в тюрьме. Ребята были подав­лены, обижены на весь мир. Как и многих других, их пришлось учить самому элементарному – чистить зубы, заправлять постель, расчесываться. Скоординированная работа всего коллектива дала результаты: дети стали опрятными, доброжелательными, понемногу осваивают буквы, цифры, с радостью участвуют во всех мероприятиях.
В Агрызском приюте «Ласка» сейчас 30 воспитанников. «В соответствии с требованиями Роспотребнадзора строим свою работу с соблюдением необходимой дистанции между ребятами, стараемся, чтобы дети больше находились на открытом воздухе, делим группы на 2-3 подгруппы, чтобы не было скученности, – рассказывает замдиректора Олеся Егорова. – Очень благодарны спонсорам, что не забывают нас в такое сложное время, то и дело привозят ребятам подарки. После обработки коробок раздаем все детям. Таким «весточкам из-за забора» наши воспитанники рады безмерно!»
На лето в приюте разработали программу «Мир интересен нам». В частности, она включает в себя проведение Дней здоровья, онлайн-экскурсий, кружковую работу. Есть 4 трудовых кружка: «Хозяюшка», «Домоводство», «Мастерская умельцев», «Волшебное тесто» – занятия здесь 2 раза в неделю. В театральной студии «Рукавичка» ребята сами пишут и разыгрывают пьесы, сценки и показывают их на концертах для младших ребят приюта. На радио «Ласковая волна» воспитанники под руководством сотрудников готовят радио­выпуски к знаменательным датам, учатся непринужденно общаться в эфире, пользоваться Интернет-ресурсами и компьютерной техникой. Большое впечатление на всех произвел День телевидения, который недавно прошел в «Ласке». Воспитанники выбрали себе роли – кто-то стал репортером, кто-то редактором, оператором, продюсером. С утра до вечера они снимали сюжеты о жизни учреждения на видеокамеру. Брали интервью у других ребят, которые рассказывали, как весело и познавательно проходят их летние каникулы. И, конечно, снимали сами занятия. По итогам смонтировали видеоролик, который пополнит видео­копилку «Ласки» и будет отправлен родителям воспитанников.
Не за горами учебный год, так что разработанная в учреждении образовательная программа «Учимся, играя» как нельзя кстати. К занятиям привлекают ребят разных возрастов. Специально оборудовали комнату: здесь есть компьютер для демонстрации мультимедийных материалов, видео, все учебные и игровые материалы. Это очень помогает ребятам побыстрее адаптироваться к школе. Ведь, по результатам диагностики, учиться воспитанники «Ласки», как правило, не жаждут: у большинства очень слабая учебная мотивация, низкий уровень способностей к обучению, педагогическая запущенность. В приюте есть своя библиотека, где для каждого ребенка найдется литература, которая его заинтересует. С каждым воспитатели обсуждают прочитанные книги, делают на эти темы различные творческие работы, разгадывают кроссворды, сканворды. Каждый день – час чтения. Чтобы ребята развивали способность связно излагать мысли, их просят рассказать, что интересного они узнали. Результаты того стоят: воспитанники начинают проявлять интерес к учебе, налаживаются их взаимоотношения со сверстниками.
И, конечно, большое внимание в «Ласке» уделяют тому, чтобы ребята приучились трудиться, освоили самые простые рабочие навыки, задумались о будущей профессии. Дети сами под руководством воспитателей убираются в спальнях, игровых комнатах, дежурят по приюту, ухаживают за комнатными растениями, воспитанники постарше стирают и чинят свою одежду. А в саду и на огороде трудятся все от мала до велика. Собранные овощи потом используют на занятиях в кружке «Хозяюшка» – строгают салаты из огурцов и помидоров, жарят кабачки, постигают основы карвинга. Четверо старших воспитанников трудоустроены на лето через центр занятости населения: работают на базе местной школы – моют окна, сортируют учебники, расставляют парты, собирают яблоки в саду.
В течение лета в «Ласке» были и веселые старты, и состязания по дартсу, и футбольный матч, и день Нептуна, и онлайн-путешествия, например, в историю села, где находится приют. Но самые яркие впечатления оставил «день индейца», когда все поделились на племена, нанесли боевую раскраску, делали перья из бумаги, стреляли из лука и даже пели тут же сочиненные «индейские» песни. Лучшим индейцем по праву признали 10-летнего Кирилла Л. Этот мальчик из проблемной семьи долго не шел ни с кем на контакт, но за лето кардинально изменился, стал активным и общительным.
В Алексеевском приюте «Забота» во время летних каникул работает оздоровительный лагерь «Бригантина». Мероприятий множество. Например, ребята и педагоги оформляют отрядные уголки, стенд, отображающий жизнь лагеря. День «Все наоборот» провели в одежде наизнанку, со смешными прическами, был конкурс на самый нелепый костюм. В игре «Зеленая встреча» ребята рассказывали, что знают о зеленом цвете, выполняли необычные конкурсы и задания. Про изучение правил дорожного движения тоже не забыли – просматривали видеоуроки «Смешарики», закрепляли свои знания рисунками. Еще инсценировали сказки Пушкина, в конкурсе «Народный артист» воспитанники показывали свои таланты, примеряя на себя образы любимых артистов, проводили экологические акции «Чистый двор приюта». Кульминацией стал хит-парад коллекций практичной одежды «Экомода-2020», где ребята демонстрировали свои модели из бросового материала, например, газет, полиэтиленовых пакетов.
Грамотно организовать летний отдых детей, создать необходимые условия для укрепления их здоровья и умственного развития постарались и в Мензелинском приюте «Тургай». Чтобы воспитанники не чувствовали себя ущемленными из-за ограничений в связи с коронавирусом, на базе учреждения с началом каникул был открыт лагерь «Непоседы». В программу включили физкультурно-оздоровительную работу, проведение культурно-досуговых мероприятий, занятия по трудотерапии и организацию детского самоуправления. Тут и занятия на уличных спортивные тренажерах, «Дни здоровья», «Спортивные эстафеты» и квест-игры, «Праздник детства», «Медовый спас». Проходит и множество профориентационных мероприятий, на которых дети узнают специфику различных профессий. Воспитанники осваивают технику изготовления цветов из фоамирана и бумаги для украшения интерьера, расписывают гипсовые фигуры и деревянные изделия, занимаются лоскутным шитьем в кружке «Златошвейка». А еще создают мультфильмы из пластилина и декорации к ним в рамках программы «Я – мастер», сами выполняют скоростную съемку персонажей в движении, озвучивают их. На занятиях кружка «Веселые поварята» знакомятся с основами кулинарии: пекут блины и лепят пельмени, готовят манты и делают медовые торты. По программе «Техническое творчество» мальчики под руководством воспитателя изготавливают поделки из дерева: самолеты, кормушки, шахматные фигуры для уличных игр, разделочные доски и многое другое. По словам директора Илгизы Исхаковой, такое разнообразие направлений работы позволяет найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику, помочь им раскрыть свой потенциал и адаптироваться к взрослой жизни в современном обществе.
Лето подходит к концу. Для ребят из социальных приютов республик оно получилось интересным, насыщенным, несмотря на сложную санитарно-эпидемио­логическую обстановку.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ