Три двоечника и хулигана, ставшие великими учеными

№ 38 от 23 октября 2020 года


Лобачевский заезжал во двор университета на корове, Менделеев частенько дрался, а Циолковского отчислили из гимназии. Возникает вопрос: всегда ли успех человека в жизни определяется его отметками и поведением в детстве? Порой это вещи связанные, а порой – нет. Сегодня представим примеры детей, слывших отъявленными двоечниками, бунтарями и каверзниками, но вопреки всем прогнозам учителей (а порой и родителей) ставших великими учеными.

ТАЛАНТЛИВЫЙ ХУЛИГАН ЛОБАЧЕВСКИЙ
Являясь одним из создателей такого направления, как неевклидова геометрия, в детстве будущий математик не раз и не два испытывал учителей своими невероятными выдумками и шалостями. Обладая живым умом и успешно усваивая все дисциплины, свободное от учебы время Николай Лобачевский тратил на придумывание и осуществление каверз, за которые он потом бессчетное количество раз попадал в журнал, куда записывались замечания, – кондуит.
Однажды юноша, предварительно заключив пари, перепрыгнул через голову одного из профессоров. Еще одной легендарной выходкой стал его триумфальный заезд на корове. Причем Лобачевский прибыл на ней прямо во двор университета и на глазах шокированного ректора тут же стал изображать изящную цирковую артистку акробатического жанра. Правда, через пару дней Николай все же раскаялся, принес публичные извинения и был аттестован как магистр физико-математических наук. Позже его имя гремело не только в родной гимназии и университете, но по всему миру. Став одним из основателей неевклидовой геометрии, он вошел в историю как талантливейший математик.

МАСТЕР ДРАК МЕНДЕЛЕЕВ
Знаменитый химик был самым младшим из 17 детей в своей семье. Когда дома остался лишь он один, было принято решение отдать его в Тобольскую гимназию. Правда, маленькому Диме тогда было всего семь лет, а курс наук можно было изучать только с восьми. Поэтому будущему ученому пришлось два года побыть в первом классе. Хуже всего у Дмитрия Менделеева обстояли дела с латынью: из-за этого нелюбимого им предмета он мог неединожды остаться на второй год. Спасало ситуацию то обстоятельство, что отец Дмитрия Иван Менделеев был директором этой гимназии в предыдущие годы. Именно его авторитет порой спасал хулигана-сына от возмездия. Потому что юный бунтарь активно дрался, и даже однажды был вызван на дуэль сыном офицера. Проходило сие мероприятие с использованием самопалов – самодельного оружия.
После смерти отца и окончания гимназического курса старшим братом Павлом Менделеев стал постепенно более уравновешенным и начал прилежнее учиться. Но все же никто из учителей не разглядел его истинный талант.

МЕЧТАТЕЛЬ КОНСТАНТИН ЦИОЛКОВСКИЙ
«Отца космонавтики» в детстве не сильно увлекали науки. Обучаясь вначале под надзором матери, он неохотно осваивал даже буквы. Мать будущего ученого решила замотивировать его финансово и стала платить за каждую выученную букву по одной копейке. Но вскоре перед неусидчивым мальчиком открылся новый мир. Бесконечный, удивительный и манящий. Мир книг. Он читал взахлеб все книги, которые только оказывались в поле его зрения. А еще был мечтателем. Чтобы хоть с кем-то поделиться своими воздушными замками, причудливыми фантазиями и выдумками, Циолковский даже платил младшему своему брату, чтобы тот его внимательно слушал. В целом же будущему светилу космонавтики были свойственны обычные мальчишеские шалости: разбитые стекла, драки, а также игнорирование распоряжений взрослых. Роковым в его судьбе стала скарлатина, которой Циолковский заболел, по его воспоминаниям, лет в 10-11. Вопреки прогнозам, выздоровев, он потерял слух. Теперь живой, непоседливый мальчик не мог обучаться – он не слышал ясно ни учителей, ни товарищей по классу. Часто попадая в наказание за какие-то проступки в карцер, сторонясь сверстников, стесняясь самого себя, Константин чувствовал себя везде лишним. После смерти матери мальчик стал еще более несчастным и замкнутым. После третьего класса он был отчислен из гимназии. И здесь произошел коренной перелом: Циолковский активно занимается своим образованием, переезжает в Москву, ставит серию опытов. И именно этот почти ничего не слышащий юноша вскоре сделает открытия, благодаря которым покорение космоса станет возможным.
Пример этих трех знаменитых ученых прошлого лишний раз подчеркивает простую мысль, о которой мы все забываем. Истинный талант, настоящие способности всегда дадут о себе знать. И не благодаря различным кружкам, репетиторам и прочим способам взращивания гениев. Не из каждого хулигана получится великий химик, но и не из каждого двоечника вырастет криминальный авторитет. Ни учителя, ни родители, даже сам ребенок не могут предсказать заранее, как сложится его судьба. Но ведь этим и интересна сама жизнь.