Чему можно научиться в «Школе активного родителя»?

№ 41 от 13 ноября 2020 года


В отделении социальной помощи семье и детям Казанского КЦСОН в Кировском районе действует «Школа активного родителя». Для чего ее открыли, кто и чему там учится, на какие результаты нацелены организаторы?

– Проект «Школа активного родителя» стал победителем Республиканского конкурса «Общественная инициатива-2019», – комментирует завотделением Антон Федякин. – Мы хотели расширить знания родителей о психолого-педагогических аспектах семейных отношений, обучить их вместе с детьми творческо-прикладным промыслам, и в итоге инициировать регистрацию взрослых участников проекта в качестве самозанятых. Именно семья выполняет основополагающую роль в формировании ребенка. Инвестирование знаний и ресурсов в родителя как основного источника материального и психологического благополучия, нравственного развития несовершеннолетнего и определило необходимость создания социального проекта, направленного на вывод семей с детьми, находящихся на социальном обслуживании, из трудной жизненной ситуации. 
…15-летняя Регина П. с мамой не ладила. Та часто ругала ее за бесполезную трату времени на рисование и танцы, считая, что эти занятия не помогут в дальнейшем зарабатывать в жизни. Женщина работает поваром, все время занята. О задушевных бедах, совместных занятиях чем-либо и речи не шло.
Впрочем, мать к этому и не стремилась: свою родительскую функцию она видела исключительно в обеспечении материального благополучия, ведь отца у Регины нет. Гиперопека над дочерью привела к постоянным взаимным конфликтам, из которых самостоятельно выйти они уже не могли. В итоге семью взяли на соцобслуживание в отделение социальной помощи семье и детям Казанского КЦСОН в Кировском районе, начали проводить кропотливую работу по налаживанию детско-родительских отношений. Когда открылась «Школа активного родителя», П. пригласили стать его участниками в числе первых.
Конечно, не сразу, но ситуация стала налаживаться. В ходе специально разработанных мероприятий мать стала больше времени проводить с дочерью, они посещали творческие мастер-классы и стали осознавать, как это здорово – создавать что-то вместе, общаться не на повышенных тонах, а доверительно. Более того – женщина открыла в себе талант создания уникальных авторских кулинарных изделий. В итоге приняла решение оформить самозанятость – начать изготавливать дизайнерские торты. Дочь с радостью поддержала начинание матери, захотела помогать ей, взяв на себя роль художника по составлению макетов будущих сладких изделий. Сейчас Регина готовится к поступлению в архитектурно-строительный университет, мать одобряет ее выбор. Приобретенный навык «активного слушания» помогает ей прислушиваться к желаниям и интересам дочери. В семье сформировалась позиция взаимного уважения. Мать снизила формальный контроль над дочерью, отношения стали более теплыми, и атмосфера в семье теперь совершенно иная.
Конечным результатом, само собой, должно стать не только налаживание детско-родительских отношений, но и повышение доходов семьи. Разработчики проекта сделали ставку на то, что оформление самозанятости поможет отцентровать личностные ресурсы родителя, развить взрослую позицию, сформировать активную жизненную позицию. А социальная поддержка призвана стать хорошим мотиватором имеющегося потенциала. Но первым делом, конечно, нужно было обучить родителей практическому мастерству. В творческой мастерской отделения под руководством специалистов они вместе с детьми делали обереги, броши, поделки из бисера, браслеты из натуральной кожи, научились правильно подбирать пряжу и вязать крючком. Кроме того, прошли мастер-классы по технике плетения «кумихимо», техникам шелкографии, сухого валяния шерсти, создания объемного рисунка на войлоке и красочного панно из цветных волокон. Родители и дети освоили навыки раскроя ткани, работы с шаблонами и приспособлениями, обучились трафаретной печати.
– В ходе творчества человек начинает осознавать себя как творца, способного менять окружающую среду, а также самого себя, – рассуждает психолог отделения Марина Иванова. – Творчество помогает работать с дезадаптивными мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Оно развивает и усиливает внимание к внутреннему миру, что делает возможным формирование конструктивных отношений. Дает возможность и развить скрытые умения, а также укрепляет адекватную самооценку. Обращение к различным техникам и материалам обогащает личность участников проекта и формирует иной уровень качества жизни.
Творческие занятия допол­нили психолого-педагогическими. Темы выбрали самые актуальные – те, которые помогут гармонизировать­ детско-родительские отношения, проводить профилактику семейного неблагополучия. Включили теоретическую и практическую части. Родители познакомились с основным способом позитивной коммуникации – методом «активного слушания», им рассказали о причинах неэффективного общения, стилях и формах родительского поведения, которые препятствуют выстраиванию доверительных отношений с детьми. С психологом Мариной Ивановой и социальным педагогом Миляушой Гаффановой они обсуждали, что такое истинный родительский авторитет, как именно его проявлять со своими чадами.
– Выполнение интерактивных упражнений, просмотр и анализ социальных роликов способствовали отработке приемов общения, содействующих улучшению детско-родительских отношений, эффективному применению «активного слушания», – говорит Антон Федякин. – На занятиях родители учились понимать переживания и потребности детей, обсуждали необходимые ресурсы для полноценного развития ребенка, формировали умение безусловного принятия и дискутировали об эффективности такого отношения к ребенку. Выполняя упражнения интерактивной игры «Неправильная страна» и психологической игры «Я родитель», участники рассматривали конфликтные ситуации и пути выхода из них, повышая уровень родительской компетентности, получая практические знания по психологии и педагогике родительства, отрабатывая умения и навыки решения проблем воспитания ребенка.
За время реализации проекта состоялось 18 психолого-педагогичес­ких и творческо-прикладных занятий, включая психолого-педагогические тренинги, ролевые игры, в которых родители участвовали вместе с детьми. Они научились правильно общаться, наладился семейный микроклимат. И, конечно, все освоили новые творческие техники. Лишними эти новые знания и умения точно не будут: детей они отвлекут от пагубного воздействия улицы и Интернета, родителям дадут в руки дополнительный источник заработка. Кстати, из 10 взрослых участников проекта трое уже зарегистрировались в качестве самозанятых, начали реализовывать свои изделия, а значит, и доход семьи подрос. Остальные пока продолжают совершенствовать свои навыки.
По словам Антона Федякина, работа с семьями, состоящими на социальном обслуживании, продолжится в рамках «Школы активного родителя» с новой целевой группой.
Ирина ЧУДНОВСКАЯ