Социально-трудовая сфера: итоги, задачи, перспективы

№ 1 от 15 января 2021 года


О результатах работы за 2020 год и планах на год наступивший пойдет речь на итоговой коллегии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. Об основных тенденциях развития социально-трудовой отрасли мы беседуем с министром Эльмирой ЗАРИПОВОЙ.

– Эльмира Амировна, прошлый год прошел под знаком коронавируса. На всех свалились невиданные доселе трудности. Как строилась работа министерства в такой непростой период?
– 2020-ый стал годом испытаний и вызовов. Эпидемия коронавируса, самоизоляция и весь клубок возникших проблем оказали влияние на каждого татарстанца. Это была новая реальность, при которой в зону риска попали те, кто раньше довольно уверенно держался на ногах, содержал семью, – то есть экономически активная часть населения. Привычные стратегии уже не работали. Но система социальной защиты и служба занятости оперативно трансформировались, чтобы все инициированные в связи с пандемией Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным и Президентом Республики Татарстан Рустамом Миннихановым выплаты, пособия, субсидии доходили до конкретного адресата в наикратчайшие сроки. Высокий профессионализм сотрудников отрасли позволил четко и оперативно отвечать на новые требования времени. И могу с уверенностью сказать, что проверку на эффективность и гуманность мы прошли очень достойно.
– Чем больше людей заболевало ковид-19, тем сильнее «лихорадило» экономику. Как это отражалось на рынке труда? Наверное, ждали каждый день новые данные, как полководец сводку с поля битвы?
– Ситуация была довольно сложная. В последние годы в республике наблюдался достаточно низкий уровень регистрируемой безработицы. На начало 2020 года у нас в центрах занятости на учете состояло чуть больше 10 тысяч безработных. И вот с марта граждане массово потянулись в службу занятости. Вы только представьте: в конце апреля безработными признаны 15 тысяч человек за неделю! Пиковый показатель – 79 тысяч безработных – был зафиксирован в сентябре.
– А каков, если можно так выразиться, портрет этого безработного «образца» 2020 года?
– Мы не можем говорить, что это все люди, которые потеряли работу из-за коронавируса. Почти 50 процентов из них – более 40 тысяч – это граждане, которые длительно до этого не работали, либо пристроились на сером рынке труда. И, конечно, те беспрецедентные меры поддержки безработных граждан, которые финансировались за счет федерального бюджета, сподвигли этих людей обозначить свой статус, прийти в службу занятости и встать на учет в качестве безработного. 35 процентов приходится на долю людей, ранее имевших официальную занятость. Больше всего сокращения работников фиксировались на предприятиях и организациях таких отраслей, как торговля, обрабатывающее производство, транспорт, образование.
Сложившееся в течение прошлого года положение дел часто сравнивают с кризисами 2008-9, 2014 годов. Принципиальное отличие состоит в том, что на этот раз ситуация была достаточно позитивной. Не останавливалось производство: 90 % наших предприятий продолжали работать. Мы вошли в 2020 год с 39,6 тысячи вакансий. И даже в самый напряженный момент – в сентябре – предлагали 38 тысяч вакансий. Сейчас у нас 48,3 тысячи предложений на рынке труда, при том, что уровень безработицы тоже кратно снизился: сегодня на учете 38,5 тысячи безработных.
– Вы акцентировали внимание на беспрецедентных мерах поддержки без­работных граждан, предпринятых со стороны государства. Что это представляло собой в конкретном материальном выражении?
– Минимальный размер пособия по безработице стал 4500 рублей – его назначили 49,6 тысячи человек, а максимальный был увеличен с 8000 до 12130 рублей – их получателями стали 40,8 тысячи граждан. В апреле-сентябре родители с несовершеннолетними детьми, оставшиеся без работы, получали по 3000 рублей ежемесячно на каждого ребенка, – или отец, или мать. Это коснулось 80355 детей.
– В зоне особой заботы оказались семьи с детьми. Какие формы их поддержки, введенные в связи с пандемией, вы считаете наиболее важными?
– Они все оказались важны и, главное, своевременны. Например, с 1 июня начали предоставляться ежемесячно выплаты в размере 4686, 5 рубля на детей от 3 до 7 лет из семей, где доход менее одного прожиточного минимума на человека. Получатели – 53266 граждан. А еще введены ежемесячные пособия для каждого члена семьи в семьях, где воспитываются пять и более детей, многодетные семьи освобождены от оплаты за детский сад, введены электронные сертификаты на лекарства в размере 10 тысяч рублей в год… Конечно, речь идет о семьях с низкими доходами. Самое главное, что все эти меры социальной поддержки пришли к людям тогда, когда они больше всего в этом нуждались. Такая помощь – основа финансовой устойчивости семьи, когда сложилась такая напряженная ситуация из-за пандемии.
– Невозможно не остановиться отдельно на деятельности стационарных учреждений социального обслуживания в период пандемии. Как они справлялись в такой нестандартной ситуации?
– Конечно, сотрудники этих учреждений несли в условиях пандемии повышенную нагрузку и риски. Начиная с 21 апреля 45 стационарных учреждений социального обслуживания работали в режиме изоляции – перевод осуществлялся поэтапно. В июле-августе учреждения функционировали в штатном порядке. Однако, в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки с 19 октября в закрытый режим вновь поэтапно были переведены 33 учреждения социального обслуживания. На самоизоляции находились 1957 сотрудников и 4800 проживающих. Сотрудники работали в сменном режиме, продолжительность смены составляла не менее 14 дней. Имеются случаи, когда отдельные сотрудники работали 5 смен подряд – а это 70 дней, находясь рядом со своими подопечными.
На обеспечение расходов, связанных с организацией питания сотрудников стационарных учреждений, проживающих и работающих в режиме карантина, а также на предоставление дополнительных стимулирующих выплат этим работникам из бюджета Российской Федерации выделено 153,2 миллиона рублей, из бюджета Республики Татарстан – 71,5 миллиона рублей.
– С 2019 года Республика Татарстан принимает участие в пилотном проекте по снижению бедности. Считается, что наиболее эффективным инструментом помощи малоимущим семьям является социальный контракт. Это подтверждают итоги прошлого года?
– Социальный контракт – своеобразный спасательный круг для семей с низким достатком. Это договор между гражданином и органом соцзащиты, содержащий взаимные обязательства. В 2020 году, в условиях пандемии, возросло количество граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе оставшихся без средств к существованию в связи с потерей работы. Одним из способов поддержать их стало оказание им государственной социальной помощи на основании социального контракта. Мы искали направления, которые были бы востребованы этими гражданами. Для республики ими стали обучение, возможность открытия собственного дела, трудоустройство. Тут важен момент, что каждый соцконтракт сугубо индивидуален. Для его реализации определяются мероприятия, которые помогут преодолеть трудности именно этой конкретной семье или человеку. Основные критерии отбора семей для заключения социальных контрактов – трудовой потенциал, материальная база для ведения личного подсобного хозяйства и отсутствие вредных привычек.
В 2020 году на оказание государственной социальной помощи было предусмотрено 436,3 миллиона рублей, в рамках которых должно быть заключено 5237 социальных контрактов. Заключено 7140 соцконтрактов на 356,47 миллиона рублей. В результате трудоустроено 2432 человека, 81 гражданин прошел профессиональное обучение, 164 татарстанца получили средства на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности.
В рамках 4463 социальных контрактов произведено выплат на более чем 282 миллиона рублей на осуществление так называемых «иных» мероприятий. Что под этим подразумевается? Я уже подчеркивала, что ни один соцконтракт не похож на другой – ведь под термин «трудная жизненная ситуация» подпадает множество самых различных обстоятельств. Кому-то нужна одежда для детей, другим надо починить газовый котел в доме или заменить батареи отопления, у третьих накопился долг за ЖКУ. Или, скажем, женщина не может взыскать алименты с отца своих детей. Так вот в рамках «иных» мероприятий соцконтракта она могла использовать предоставленные средства на оплату судебной госпошлины. Через технологию социального контракта в прошлом году удалось вывести из бедности 20 тысяч человек.
– Как бы ни было сложно, продолжалась реализация национальных проектов. Остановимся более подробно на одном из них – «Демография». Его составная часть – федеральный проект «Старшее поколение», в рамках которого перестраиваются подходы к оказанию помощи пожилым людям, внедряется система долговременного ухода за ними. Что удалось сделать в этом направлении?
– Одной из задач этого проекта является создание единой системы, включающей в себя сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь пожилым. В Татарстане, который с 2019 года вошел в число 12 пилотных регионов по внедрению этой системы, разработана региональная составляющая этого проекта, в которой отражены вопросы организации долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами. В прошлом году реализовывали проект в 12 муниципальных районах республики – Арском, Высокогорском, Зеленодольском, Кукморском, Нижнекамском, Рыбно-Слободском, Сабинском, Спасском, Тукаевском, Альметьевском, Елабужском, Чистопольском, а также в Набережных Челнах. По итогам системой долговременного ухода охвачены 3588 пожилых граждан – это выше нашего планового показателя. Очень важный момент: в рамках проекта расширен перечень социальных услуг, предоставляемых в рамках долговременного ухода на дому. Дополнительно введены 18 социально-бытовых услуг, а также 13 услуг в рамках социального сопровождения – это, например, содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проведении реабилитационных мероприятий, получении бесплатной юридической помощи, социально-психологический патронаж.
Внедрена услуга «Сиделка» для нуждающихся в постоянной посторонней помощи и уходе. В прошлом году ею воспользовались 770 человек. Обслуживали их специалисты двух негосударственных организаций, включенные в реестр поставщиков социальных услуг, – это АНО «Владимирский центр социальной помощи «Содействие» и ООО «Помощник». Пополнилось число «Школ ухода», которые начали функционировать в центрах социального обслуживания населения с 2019 года, – сейчас их стало 52. За прошлый год в них прошли обучение 1727 родственников, самостоятельно осуществляющих уход за пожилыми или инвалидами, а также 1722 наших специалиста.
– С сентября 2020 года было открыто несколько отделений дневного пребывания для граждан пожилого возраста. Почему они необходимы и чем там будут заниматься люди почтенного возраста?
– Это еще одно новшество, которое мы начали внедрять. Открыты 5 таких отделений: в Казани, Альметьевске, Набережных Челнах, Арском и Нижнекамском районах. Они, если говорить совсем точно, ориентированы на пожилых граждан, имеющих когнитивные нарушения, и инвалидов с нарушениями интеллекта, с расстройствами аутистического спектра. Такие люди могут приходить в эти отделения, бывать там по 4 часа в день. С ними занимаются специалисты. Мы уверены, что услуги этих отделений будут пользоваться большим спросом и помогут пожилым людям и инвалидам организовать свою дневную занятость, чтобы их состояние не ухудшилось, или регресс шел гораздо медленнее, чем если бы они не были заняты. За 4 месяца услугами таких отделений воспользовались 117 человек, конечно, тут свои коррективы внес коронавирус.
– Еще одно крупное событие, связанное с реализацией национального проекта «Демография»: в сентябре 2020 года состоялось открытие нового корпуса Ново-Чурилинского психоневрологического интерната. В чем значимость этого события? Что это даст людям с ментальными нарушениями?
– На этой площадке мы воплощаем новую концепцию интернатов, при которой применяются совершенно иные принципы жизнеустройства инвалидов с ментальными проблемами. Абсолютно по-другому организована окружающая среда. Как правило, такие учреждения представляют собой что-то вроде общежития с комнатами для проживания. В новостройке в Новом Чурилино совершенно иной дизайн пространства: есть комнаты, где можно попить чай, вечером собраться – посмотреть вместе телевизор, почитать, поиграть в какие-то игры. Это помещение рассчитано на 97 человек. Мы поселили туда молодых инвалидов, подбирали их исходя из заболевания, из психологической совместимости. Предпочтение отдавали тем молодым людям, у которых есть потенциал для дальнейшего самостоятельного или сопровождаемого проживания за стенами учреждения и есть стремление использовать этот шанс. Но для этого им нужно приложить усилия, научиться обслуживать самого себя, пользоваться бытовыми приборами, правильно вести себя в социуме. Новые социальные технологии, которым обучились специалисты этого интерната, помогут инвалидам все это освоить.
– Новый год начался, но пандемия пока не отступила, а значит, и сотрудникам социальной отрасли пока рано думать о передышке после напряженного 2020-го. Какие слова вы бы хотели адресовать коллегам?
– Наши специалисты в прошлом году проявили лучшие профессиональные и личностные качества, показали примеры истинного социального служения. Спасибо всем за неутомимый труд, отзывчивость, сострадание. Мы находимся на переднем крае работы с населением, должны сохранять оптимизм и передавать его тем, для кого мы работаем. Уверена, что и в 2021 году наши специалисты справятся со всеми задачами, которые встанут перед ними, – каждый на своем месте.
Беседовала
Дилара ВАФИНА