Повышенный коэффициент ответственности

№ 15 от 23 апреля 2021 года


Начиная с 1991 года служба занятости Татарстана прошла большой и достойный путь. Из года в год решая насущные проблемы общества и отдельного человека, она способствует сбережению человеческого капитала, укрепляет в гражданах такие понятия, как уверенность, надежда, защита и поддержка. Один из главных факторов оказания реальной помощи безработным и работодателям – высокий профессионализм сотрудников центров занятости населения республики. В преддверии юбилея службы занятости эти люди широкого кругозора, неуемной энергии, умеющие улавливать требования времени, поделились своими мыслями о прошлом, настоящем и будущем сферы, в которой они себя реализовали.

Асхат ЗИГАНШИН, 
директор Кукморского центра занятости населения
Горжусь тем, что работаю в такой востребованной, нужной людям сфере, как служба занятости. Наша главная цель – предоставить клиентам услуги, которые позволят им почувствовать себя конкурентоспособными на рынке труда. Даже если мы не всегда можем сразу предложить безработным достойные вакансии, то, что после посещения нашего центра они начинают ощущать почву под ногами, – это факт. Очень многим удается помочь начать новую жизнь. Некоторые по сей день благодарят за то, что поддержали, правильно сориентировали в трудную минуту. Взять хотя бы Даниля Мотыгуллина из деревни Тиимбаш. Работал в сельхозпредприятии водителем, но его должность сократили. По прежнему профилю трудиться по состоянию здоровья уже не смог – получил «группу». Когда мы ему рассказали о программе по развитию самозанятости, решил попробовать себя на новом поприще: выбрал такое беспроигрышное направление, как птицеводство. Субсидию потратил на покупку птенцов, кормов. Дело у него пошло на удивление хорошо. На заработанные деньги приобрел «Газель», развозит товар по магазинам. Кстати, у нас в районе «на плаву» примерно 70 процентов всех ИП, открытых по программе самозанятости. История 25-летнего Ильгиза К. тоже завершилась положительно: сразу после окончания школы поступать никуда не стал, пошел в разнорабочие, а предприятие возьми да и закройся. Выучившись через ЦЗН на водителя, парень без проблем трудоустроился на местную санэпидемстанцию. И таких примеров в нашей практике очень много. Это дает импульс к дальнейшей деятельности.

Татьяна САМИГУЛЛИНА,
директор Мензелинского ЦЗН
Службу занятости района я возглавила 10 лет назад. Эта сфера была для меня очень далека: прежде трудилась в органах опеки. Привыкать было сложно, на это ушел целый год – изучала, вникала. Но расслабляться было некогда: как раз началась реализация антикризисных программ, значит, нужно оперативно справляться с огромным потоком безработных и ищущих работу, осваивать выделенные средства. Самым трудным было контактировать с посетителями: все растерянные, агрессивно настроенные. Как сейчас помню, в Мензелинске тогда закрылся ликероводочный завод, потом молокозавод, плюс большое количество предприятий помельче. Сейчас у нас на учете 75 безработных, а тогда в одночастье пришли сразу 4 тысячи! Все обвиняли нас, сотрудников службы занятости, в том, что остались не у дел. Мы старались, как могли, успокоить, настроить на позитив и, конечно, предлагали все доступные нам способы поддержки – знакомили с подходящими вакансиями, направляли на общественные работы, переобучение, информировали, как открыть свое дело в рамках программы по самозанятости. По последнему направлению квоты были немалые: до 600 человек. В основном, люди выбирали сельскохозяйственное направление. Каждого консультировали по составлению бизнес-плана, выезжали на места с проверками. Такой был объем работы, такое психологическое напряжение, что вспомнить страшно! А еще надо было налаживать контакты с руководителями предприятий, убеждать их не бояться брать к себе безработных: у многих сложился устойчивый стереотип, что все, кто стоит на учете в центре занятости, – лентяи и тунеядцы. Меня часто спрашивают: какие моменты нашей работы самые радостные? Конечно, когда приходят бывшие клиенты – рассказать о себе, поблагодарить. Это лучший стимул, чтобы продолжать совершенствоваться в своем деле.

Лилия ГИЗАТУЛЛИНА,
ведущий инспектор Заинского ЦЗН
В нашей практике много таких случаев, когда только регламентами не обойдешься – нужны душевная чуткость, внимательность, навыки психолога. Помню, как-то обратился безработный – молодой человек в состоянии глубокой депрессии. В ходе разговора выяснилось, что все дни напролет он сидит в интернете, в реальной жизни разочаровался, с мамой давно не общается. Успокоила, уговорила обучиться на оператора ЭВМ, наладить взаимоотношения в семье, помогла трудоустроиться. Недавно встретила на улице – подошел рассказать, что теперь у него все хорошо. А вот другой случай: молодой человек вернулся из мест лишения свободы, никакой специальности получить не успел. Пока сидел в тюрьме, в обществе многое поменялось, был очень растерян. Убедила записаться на курсы профобучения, но он походил немного – и пропал. Пришлось контролировать его посещение, беседовать, воздействовать на него через родителей. Все-таки курсы он закончил, устроился водителем. Теперь благодарит: у парня началась совсем другая жизнь! Главное – индивидуальный подход, человеческое отношение к каждому.

Алина ГАБДРАХМАНОВА,
директор Верхнеуслонского ЦЗН
В районной службе занятости я уже 11 лет. Сама когда-то была безработной, поэтому своих клиентов понимаю очень хорошо: трудилась временно в библиотеке райцентра, потом место пришлось освободить. Зашла в центр занятости подыскать что-нибудь подходящее, а тут как раз есть вакансия инспектора. На адаптацию на новом рабочем месте времени не было – как раз началась реализация новых программ, нужно было оперативно справляться с потоком безработных и ищущих работу, осваивать выделенные средства. Училась всему, что называется, на ходу. На предприятиях шли массовые сокращения, клиенты стояли даже на улице. Очень помогли мне тогда два высших образования – экономическое и техническое, поддержка коллектива и, конечно, семьи. Ведь тогда задерживаться на работе приходилось постоянно. Сейчас тоже, конечно, случаются запарки. В зоне моей ответственности несколько важных направлений – связь с работодателями, организация самозанятости, трудоустройство инвалидов. Радуюсь тому, что помогаю людям трудоустроиться, вернуть свою жизнь в полноценное русло, а предприятиям – найти достойных работников.

Эльвира КАМАЛЕЕВА,
директор Кайбицкого ЦЗН
Я ведь сама из числа бывших безработных. Кто бы мог подумать, что, придя в ЦЗН в поисках вакансии, обрету здесь работу на более чем 20 лет! Начинала обычным бухгалтером, последние 6 лет возглавляю это учреждение. Сейчас уже считаю себя профессионалом, научилась с честью выходить из любых, даже самых сложных, ситуаций. Но начинать было очень непросто. Кайбицкий район преимущественно сельский, с вакансиями всегда напряженка, а переезжать в другую местность, работать вахтовым методом или даже съездить в Казань на курсы профобучения безработные не всегда стремятся: не хотят оставлять без присмотра дом, хозяйство. В таком маленьком районе, как наш, все друг друга знают, поэтому очень многое решает личный контакт и с клиентами, и с работодателями. Для этого приходится быть и психологом, и менеджером, и коуч-тренером. Как правило, нацелить клиентов на активный поиск работы помогает грамотная, аргументированно выстроенная индивидуальная беседа. Очень горжусь своим хотя и маленьким, но дружным и сплоченным коллективом. Все пятеро – настоящие асы своего дела, всегда могут подменить друг друга, многие занимали призовые места на конкурсах профмастерства, которые проводит Минтрудсоцзащиты РТ.

Расим АБИТОВ,
директор Буинского ЦЗН
Работа в службе занятости меня очень многому научила – например, разбираться в людях. И, конечно, общаясь каждый день с безработными, начал еще больше ценить свою работу. Когда приходят молодые ребят, недавние выпускники вузов и ссузов, всегда советую им не оставлять без внимания имеющиеся вакансии, объясняю, что уйти никогда не поздно, а вот найти подходящую работу гораздо сложнее. На своем примере доказываю, что работодатель всегда оценит достойного сотрудника – значит, продвижение по кадровой лестнице, а с ним и достойная зарплата обязательно будут. Когда я в свое время попал под сокращение, стал безработным, нужной вакансии найти не удалось, а дома – семья, маленькие дети. Хорошо, что владел еще и специальностью слесаря. По ней и устроился на элеватор, пережил трудные времена. Скоро дорос до бригадира, потом специалиста по охране труда, входил в состав районной избирательной комиссии, всегда был на виду, хорошо контактировал со всеми работодателями. Поэтому когда в центре занятости освободилась вакансия ведущего инспектора – на нее пригласили меня, а после предложили возглавить районную службу занятости. Когда я выступаю перед школьниками, всегда рассказываю свою историю, стараюсь найти нужные слова о преимуществах рабочих профессий, о том, что только они не дадут пропасть, какой бы кризис не нагрянул. И своих детей нацелил на получение наиболее востребованных рабочих профессий. Оглядываясь назад, воспринимаю свою работу в службе занятости как отдельную маленькую жизнь: столько всего она в себя вмещает. Очень помогает то, что поддерживает коллектив, всегда готовы дать совет более опытные руководители центров занятости. Стараемся внедрить у себя все новое и прогрессивное. По сей день помню, какая это была радость, когда в 2012 году учреждение стало лауреатом республиканского конкурса «Лучший центр занятости населения».
Беседовала
Ирина ЧУДНОВСКАЯ