По плечу решение масштабных задач

№ 15 от 23 апреля 2021 года


В апреле российская государственная служба занятости отмечает юбилей: тридцать лет назад в стране был принят Закон о занятости населения. Созданная в период политических преобразований и становления рыночной экономики в России, служба занятости не только выдержала все переходные перипетии и не просто уцелела, а состоялась как социально значимая, эффективно действующая структура с мощной информационной базой, высоким техническим оснащением, профессиональным коллективом и большим опытом работы. О том, как изменилась работа службы занятости за три десятилетия, мы беседуем с заместителем министра труда, занятости и социальной защиты РТ Кларой ТАЗЕТДИНОВОЙ.

– Клара Алексеевна, начну с каверзного вопроса: отмечать российскому народу 19 апреля или досадовать, что вот уже и 30 лет прошло, а востребованность службы занятости остается?
– Судя по опыту других стран, служба занятости будет востребована всегда. В нашей стране и в советские времена какая-то часть населения постоянно находилась в поисках работы и без посторонней помощи не могла ее получить. Кроме того, неэффективно использовалась рабочая сила, производительность труда была достаточно низкой. Таким образом, тогда имела место неполная занятость населения, что в конечном счете и является скрытой безработицей. Стало быть, не 30 лет этому явлению в нашей стране, а гораздо больше. А мы празднуем день рождения той организации, которая призвана помогать людям в поисках работы. И помощь эта многосторонняя – от материальной поддержки в виде пособия по безработице до обучения новой профессии, консультаций психологов, использования других приемов активного поиска работы.
– В любой государственной структуре как в капле воды отражаются все изменения, которые происходят в стране. Со службой занятости тоже так происходило?
– Да по вехам развития нашей службы историю страны можно изучать! Принятием в апреле 1991 года федерального Закона о занятости впервые открыто признавался сам феномен безработицы, бороться с которой необходимо на государственном уровне. Эта роль и была отведена службе занятости населения. Для того времени это был очень прогрессивный шаг. Однако просто спокойно заниматься вопросами трудоустройства, переобучения и профориентации не удавалось: все-таки не зря называют 1990-ые годы «лихими». Проблемы, о которых еще не говорили СМИ, не докладывали в кабинетах и на совещаниях, становились очевидными в приемных центров занятости: дефолт, кризис неплатежей, беженцы. Колоссальный опыт, набранный в первые годы, мы используем и сейчас. Мало кто знает, но слова, которые теперь у всех на слуху, – «самозанятость», «опережающее обучение» – они тоже «родом» из 1990-ых.
– Реалии сегодняшнего дня подталкивают к поиску все новых подходов в решении вопросов трудоустройства людей. Как идет этот процесс? Какие наработки вы считаете наиболее удачными?
– Время вносит значительные коррективы в нашу работу: постоянно совершенствуются организационная, информационно-техническая база, расширяются направления деятельности, внедряются и успешно реализуются новые программы, а значит, появляются новые квалификационные требования к специалистам. Сегодня в поиске и подборе работы для всех стали привычными электронная запись на прием, «электронная очередь», информационные терминалы, Skype-cобеседования, размещение резюме, в том числе на общефедеральном портале «Работа в России» и многое другое. Специалисты центров занятости применяют в своей работе не только свои программные комплексы, но и используют все возможности интернет-пространства: они проводят для клиентов вебинары, zoom-конференции, онлайн-тренинги. Наши сотрудники умеют помогать и мотивировать человека на трудоустройство или выбор новой профессии. Весь комплекс этих мероприятий направлен на повышение уровня информированности безработных и ищущих работу граждан о спектре профессий, трудовых вакансиях, возможностях переобучения, усилению мотивации в выборе специальности и на трудоустройство.
– Объем работы, проводимой службой занятости республики, вот уже довольно длительный период взаимосвязан с негативными последствиями пандемии COVID-19. Какие цифры наиболее ярко его иллюстрируют?
– Если взять ситуацию 2020 года, то в январе у нас в центрах занятости на учете состояло чуть больше 10 тысяч безработных. И вот с марта граждане массово потянулись в службу занятости. Вы только представьте: в конце апреля безработными признаны 15 тысяч человек в неделю! Пиковый показатель – 79 тысяч безработных – был зафиксирован в сентябре. Нагрузка на специалистов центров занятости возросла в 8 раз! Всего в прошлом году в центры занятости обратилось 159,4 тысячи человек, из них трудоустроено 60,7 тысячи. Первоочередными направлениями работы стали своевременная обработка заявлений, поступающих в онлайн-режиме через портал «Работа в России», и обеспечение своевременности выплат безработным гражданам. На них в общей сложности было направлено 4,4 миллиарда рублей.
– Одно из новшеств последних лет – участие органов службы занятости в реализации национальных проектов. Что удалось сделать в рамках федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости»?
– Каждый работающий понимает, что рост производительности труда подразумевает внедрение нового оборудования и новых технологий. А значит, чтобы оставаться на своих рабочих местах, нужно получить новые компетенции. В республике это вполне реально благодаря федеральному проекту «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда». В прошлом году его участниками стали 11 предприятий из Набережных Челнов, Елабуги, Зеленодольска, Лаишевского и Тукаевского районов. В рамках проекта служба занятости республики организовала обучение их работников. Работодателям предоставлялись субсидии на погашение затрат на обучение персонала. Общий объем средств составил 20875,8 тысячи рублей. Всего обучилось 1259 работников.
– Именно в рамках обсуждаемого нами нацпроекта центр занятости населения Набережных Челнов с 2019 года стал работать под брендом «Кадровый центр «Работа России». Ведь это не просто смена вывески?
– Отнюдь. Набережночелнинский центр занятости населения города стал одним из «пилотных» проектов по модернизации службы занятости в стране. Он реализует новый принцип оказания услуг по системе «одного окна»: от простого предоставления услуг до решения жизненных и бизнес-ситуаций. Здесь применены интересные и удобные для посетителей пространственные решения. Есть зона информирования граждан: сектор ожидания и сектор цифровых сервисов. Имеется многофунциональный информационный терминал для инвалидов, в том числе слабовидящих и слабослышащих. Оборудованы сектор первичного приема граждан, колл-центр, зал переговоров, зал для групповых занятий, отдельная зона для работодателей, коворкинг-площадка, создан даже детский уголок. Теперь, обращаясь в Кадровый центр, соискатели и работодатели смогут получить набор услуг в комплексе, то есть взаимосвязанных государственных услуг в области содействия занятости населения, иных услуг и мер поддержки в решении конкретной жизненной ситуации, бизнес-ситуации. Для этого разработаны соответствующие кейсы. Специалисты службы прошли курсы повышения квалификации, переподготовки в рамках профстандартов. Цель ребрендинга в масштабах страны – сделать так, чтобы в службе занятости клиенты увидели центр собственного развития и обеспечения успешности, востребованности и карьерного роста.
– В рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта "Демография" министерство организует профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование предпенсионеров. Дает ли это ощутимые результаты, каковы итоги и перспективы этого направления?
– Сегодня в республике проживает более 126 тысяч граждан предпенсионного возраста. Учитывая, что они являются довольно уязвимой на рынке труда категорией граждан, для них возможность укрепить имеющиеся или обрести новые компетенции, причем бесплатно, довольно привлекательна. Профессиональное обучение позволяет работникам в возрасте продолжить трудовую деятельность как на прежнем, так и на новом рабочем месте. В 2020 году прошли обучение 3232 татарстанца этого возрастного диапазона.
– Каковы наиболее важные достижения службы занятости республики за 30 лет и на что она нацелена сегодня?
– Самое главное: из простого посредника по трудоустройству она превратилась в активный элемент регулирования потоков трудовых ресурсов. Доступность, эффективность, мобильность – вот главные критерии, которые определяют сейчас развитие службы занятости в Татарстане. Сегодня в условиях развития информационных технологий и решения государством задач создания цифровых сервисов поиска работы на работников службы будет больше отводиться роль карьерных консультантов для ищущих работу, персональных менеджеров для уязвимых категорий населения. Наша работа нацелена на то, чтобы уже сегодня предвидеть и решать вопросы, которые могут возникнуть завтра. Оглядываясь на пройденный путь, можно с уверенностью констатировать, что за прошедшие 30 лет служба занятости сформировалась и работает, как эффективная часть государственной системы. Сегодня это современная структура, обладающая большим человеческим капиталом, открытая всему новому и прогрессивному, способная решать масштабные задачи. У нас есть надежные партнеры, единомышленники, соратники, в тесном взаимодействии с которыми мы сможем реализовать самые смелые проекты и планы.
Беседовала
Дилара ВАФИНА